Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

ЦЕНА БЕСПАМЯТСТВА

Урок по сборнику рассказов Д. Бакина "Страна происхождения"

Печатается в сокращении. Полный вариант статьи в кн.:
Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ века.
Уроки современной русской литературы. СПб.: "Паритет", 2001
 

      Вопросы и задания

  1. Сборник Д. Бакина назван "Страна происхождения". Как вы поняли, что это за страна? Каковы ее приметы и границы? Как чувствует себя человек, покинувший эту страну и пришедший в мир реальный? Как, с вашей точки зрения, связан давший название сборнику рассказ с другими? Кто из героев помнит или мучительно пытается вспомнить страну своего происхождения? Почему это не всегда удается героям?

  2. Неразгаданность своего человеческого предназначения - главная тема многих рассказов писателя. Что виной этому - сам герой, замкнувшийся во внутренней жизни, беспамятство его души, забывшей о своем происхождении ("Листья", "Страна происхождения", "Землемер", "Оружие"), или мир, в котором герой вынужден жить? Почему многим персонажам писателя реальное бытие кажется ущербным? Где они ищут ответы на свои вопросы? Роль снов и воспоминаний в судьбах героев.

  3. "Двоящиеся" герои Бакина. Почему от героя "Страны происхождения" веет холодом, который насквозь промораживает всех и все вокруг (вплоть до физического разрушения жилища)? Отчего только жена героя Мария не чувствует холода? Как писатель метафорически изображает отчуждение людей друг от друга? Почему Баскакова ("Корень и цель"), возвращающегося после долгого отсутствия в свой дом, первым видит слепой мальчик? Почему после ухода (смерти?) Бедолагина ("Листья") его жена Анна обретает ребенка? Внутренняя жизнь персонажей и их внешнее существование. Кому и почему удается соединить "половины" двоящейся реальности?

  4. Почему цель героя рассказа "Корень и цель" Баскакова (построить дом для своей семьи) словно помещает его в "центре круга", куда не допускаются даже жена и дочь. Как понимаете название рассказа? Почему "корень" становится препятствием на пути к "цели"? Почему кровное родство рождает ненависть, а не любовь? Есть ли в мире Бакина любовь?

  5. Образ Пала (сквозной в рассказах "Листья", "Корень и цель", "Страна происхождения"), не верящего "в нерушимость такой геометрической фигуры, как круг", и его роль в рассказах. Почему художник Пал с упорством фанатика пишет лики Христа с живого человека? Чего нет в этих ликах? Почему безуспешны все попытки художника вернуть Бога людям, "оглохшим от ночного рева совести, отчаянно нуждавшимся в прощении и в обретении родства"?

  6. Как вы понимаете фразу писателя: " Жизнь занимает место, освобожденное смертью, и на нее обрушивается наследство?" О каком наследстве идет речь? Как распоряжаются этим наследством герои рассказов "Корень и цель", "Листья", "Страна происхождения", "Пропадение пропадом"

  7. Особенности языка и стиля писателя. Как соотносятся в текстах сказанное героями и недосказанное, выговоренное и невыговоренное слово (на примере одного из эпизодов по выбору учащихся)?

  8. Какова же "цена беспамятства" для бакинских героев? Есть ли у них надежда на спасение? Прокомментируйте высказывание критика: "В прозе Бакина экзистенциально голый человек окружен враждебными стихиями и, как кольцом огня, окружен смертью. Но бакинский человек упорно не верит и не доверяет смерти, противостоит ей своей любовью" ( Иванова Н. Преодолевшие постмодернизм // Знамя. №4. 1998). Можно ли согласиться с этим суждением?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бакин Д. Страна происхождения. СПб., 1996.
  2. Бакин Д. Стражник лжи // Знамя. №1. 1996.
  3. Варламов А. Рождение // Новый мир. №7. 1995.
  4. Окуджава Б. Упраздненный театр // Знамя. №10. 1993.
  5. Петрушевская Л. Время ночь // Новый мир. №2.1992.
  6. Петрушевская Л. Маленькая Грозная // Знамя №2. 1998.
  7. Улицкая Л. Медея и ее дети. М., 1996.


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности