Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

КАК СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
УВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ?

Проектная деятельность в рамках элективного курса «Нравственный потенциал русской прозы: 1990 – 2010-е годы»
для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ

С.П. Белокурова,
учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель РФ

(продолжение)

 

Осмысление фабулы и композиции рассказа – следующий этап занятия, ибо зачастую понять автора помогает «медленное чтение», выделение смысловых частей текста. Попросим школьников оставить фабульный план рассказа, дать частям заголовки (может быть, цитатами из текста) и объяснить, опираясь на текст, одинаковы ли чувства, настроение героя в начале, середине и конце рассказа? Заголовки частей могут быть, например, такими: «Однажды зимним вечером…» (появление мыши), «Мышиное 12 нашествие» (воспоминания о «мышином годе»), «Покоя снова не было» (герой «зарядил мышеловку»), «Она была хороша!» («портрет» мышки) и т. д.

После этого просим учащихся напротив заглавий частей рассказа сделать записи, отвечая на вопрос: как бы они определили состояние, чувства рассказчика в каждой из частей. Школьники отмечают, что первой реакцией рассказчика были отвращение и растерянность, затем – вернувшаяся ненависть к мышам, лишившим его покоя и творческого уединения, затем – удивление поведением мышки-одиночки, любопытство, возникновение привязанности, а в конце рассказа – подлинное горе и опустошенность, какие бывают после утраты близкого существа.

«Медленное (пристальное) чтение» (термин Ю.М. Лотмана), внимание к авторскому слову, осмысление лексики, ее эмоциональной окраски часто дают возможность увидеть авторское отношение к изображаемому. После заполнения таблицы, в которую учащиеся выписывают слова и словосочетания, выражающие отношение рассказчика к мышиной толпе и к мышке и характеризуют их поведение, учитель может задать вопросы из предложенных учащимися: закономерна или неожиданна ответная реакция рассказчика на первый тип поведения? А на поведение мышки? Такие реакции – это индивидуальные человеческие проявления или некая жизненная закономерность?

Это чрезвычайно важный этап осмысления рассказа: размышляя над реакцией героя на «прошлогоднее» появление «стаи серых животных», «этой беснующейся толпы», учащиеся обнаруживают, что неизбежной реакцией на агрессию становится ответная агрессия («зарядил мышеловку»), на деликатность и тактичность – доброжелательность, привязанность, стремление приглядеться к тому, кто рядом с нами, увидеть чужую индивидуальность, признать право другого на жизнь, кем бы этот другой ни был.

Почему же герой забыл убрать мышеловку? Это главный вопрос, позволяющий обратиться к проблеме беспечности счастливого человека, эгоистичности счастья, порождающей безответственное отношение к тем, «кого приручили»16.

Виноват ли герой в гибели любимого существа? Ощущает ли он свою вину? Чтобы ответить на эти вопросы, просим учащихся еще раз перечитать финальные строки рассказа «Мышка» и подумать: почему герой-рассказчик не отвечает на вопрос Фазиля?

В заключение можно вернуться к другим вопросам, которые интересовали учащихся. Получили ли они ответы? Если вопросы остались – замечательно, значит, знакомство с автором продолжится17.

Обобщить свои впечатления от встречи с прозой Б. Окуджавы учащиеся могут, выбрав одну из тем для небольшой письменной работы или сформулировав тему своего размышления о рассказе «Мышка» самостоятельно.

Подводя итоги занятия, предложим девятиклассникам темы для небольшой итоговой письменной работы: «Все хочет жить, и нету правд других» (Булат Окуджава «То падая, то снова нарастая…»); Я открыл(а) для себя автора, который…; Прочитав рассказ Б. Окуджавы «Мышка», я …; «Всё о тексте написано в тексте» (Игорь Золотусский); Почему рассказчик забыл убрать мышеловку?

Завершить работу над рассказом Окуджавы можно чтением учащимися своих работ.

 

Задания для самостоятельной работы к рассказу Б. Окуджавы

 

Предложим поразмышлять над жанром рассказа: рассказ входит в цикл под названием «Автобиографические анекдоты». В каком значении используется здесь жанровое определение «анекдот»18? Можете ли вы дать другие жанровые определения произведению Б. Окуджавы. Мотивируйте свое мнение.

 


16 В 10 классе при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» можно напомнить учащимся о рассказе Б. Окуджавы в связи со сценой первого бала Наташи Ростовой. Всегда чуткая к чужим переживаниям героиня, заметив «несчастное лицо Пьера», в упоении собственным счастьем, атмосферой бала, своим успехом, сама того не желая, проявит нравственную глухоту.
17 Учитель может назвать роман Б. Окуджавы «Путешествие дилетантов», повесть «Будь здоров, школяр!» и др.
18 Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2012.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности