Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

КАК СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
УВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ?

Проектная деятельность в рамках элективного курса «Нравственный потенциал русской прозы: 1990 – 2010-е годы»
для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ

С.П. Белокурова,
учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель РФ

(продолжение)

 

«О грехах ведомых и неведомых…»
(тема нравственной ответственности в литературе 1990-х – 2000 гг.)
Булат Окуджава «Мышка»13 (из цикла «Автобиографические анекдоты»)

Написанные представителями разных писательских поколений рассказы затрагивают общую тему – тему ответственности за тех, кто рядом с нами. У Булата Шалвовича Окуджавы, поэта-барда с камерным, негромким авторским голосом, писателя поколения шестидесятников, и у современного автора Захара Прилепина (псевдоним Евгения Николаевича Прилепина), пишущего в духе так называемого «жёсткого реализма», общие писательские «корни» – гуманистические традиции русской классической литературы.

После антиципации предложим школьникам послушать рассказ Б. Окуджавы в «Мышка» или самостоятельно прочитать его (текст рассказа раздается учащимся, но без заключительных строк)14.

После чтения текста рассказа необходимо сделать паузу, чтобы дать школьникам осмыслить прочитанное (услышанное) и выслушать их эмоциональный отклик на произведение.

Помощь в организации следующего этапа занятия могут оказать вопросы:
1. Оправдались ли ваши читательские прогнозы?
2. Закончен ли рассказ? Что дало вам основание так думать? Как полагаете, каков (если он есть) финал рассказа?

После этого можно прочесть заключительные строки («Как-то у меня сидели друзья. Я рассказал им эту историю. Все удрученно замолкли. Лишь Фазиль15 вскрикнул: "Неужели насмерть?!"») и проанализировать финал.

Меняет ли финал восприятие рассказа? Есть ли что-то необычное в стиле этих двух строк по сравнению с остальным повествованием? Что добавляет финал к сложившимся представлениям о рассказчике? Чем вызваны чувства героя? А реакция Фазиля? Как полагаете, почему выбран именно глагол «вскрикнул»?

Далее предлагаем учащимся сформулировать и записать вопросы, на которые после чтения текста рассказа они хотели бы получить ответы, а также вопросы к рассказу, ответы на которые, с их точки зрения, помогут понять авторский замысел.

Предложенные ниже задания могут выполняться пошагово под руководством учителя как работа с раздаточным материалом.

Б.Окуджава. Мышка

БУЛАТ ШАЛВОВИЧ ОКУДЖАВА
(1924 – 1997)

М Ы Ш К А

1. На какие вопросы, связанные с рассказом, вы хотели бы получить ответы? Запишите их.








2. Составьте фабульный план рассказа. Выделите смысловые части, дайте им заголовки, используя цитаты из текста. Запишите напротив заглавий частей рассказа, как вы определили бы состояние, чувства рассказчика в каждой из частей. Например:

1) «Однажды зимним вечером…» – отвращение _____________ (появление мыши)
2) __________________________ – ___________________________
3) __________________________ – ___________________________
4) __________________________ – ___________________________

3. Найдите в тексте рассказа и выпишите авторские характеристики поведения мышиной толпы и мышки, слова и словосочетания, выражающее отношение героя к мышам и к мышке. Сопоставьте их. Самостоятельно сделайте вывод.

Поведение мышиной толпы:



Поведение мышки:



Отношение героя к мышам:



Отношение героя к мышке:




Вопросы, предложенные школьниками для обсуждения, необходимо записать в задании 1, например:
1. Какова тема рассказа (о чем он?).
2. Одинаковы ли чувства, настроение героя-рассказчика в начале, середине и конце рассказа?
3. Закономерна или неожиданна ответная реакция рассказчика на поведение «мышиной толпы»? А на поведение мышки? Такие реакции – это индивидуальные человеческие проявления или жизненная закономерность?
4. Почему рассказчик не отвечает на вопрос Фазиля?
5. Почему герой-рассказчик забыл убрать мышеловку?

 


13 Окуджава Б. Автобиографические анекдоты // Новый мир. – 1997. – № 1.
14 На этом этапе можно использовать и подготовленное чтение, в этом случае одному из учащихся текст даётся заранее, и он готовит чтение рассказа (без заключительных строк).
15 Фазиль Искандер – современный российский писатель (род. в 1929 г.)

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности