Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

КАК СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
УВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ?

Проектная деятельность в рамках элективного курса «Нравственный потенциал русской прозы: 1990 – 2010-е годы»
для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ

С.П. Белокурова,
учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель РФ

(продолжение)

 

В ходе проекта можно предложить желающим принять участие в так называемых «мини-проектах», которые, в свою очередь, будут способствовать реализации задач большого проекта. К таким мини-проектам можно отнести игру «Литературная премия» 8, «Интервью с писателем»9 (составление вопросов для интервью), «Встреча с писателем» (в жанре свободной беседы, круглого стола, подготовленного детьми), «Народное голосование» (выбор лучшего произведения сборника одноклассниками участников проекта), «Литературную олимпиаду» и другие формы привлечения школьников к чтению, стимулирования читательской активности учащихся. Первый тур «Литературной олимпиады» – заочный. Предложенные задания могут выполняться школьниками как самостоятельно, так и при помощи родителей. Задания для этого тура учитель составляет самостоятельно с учётом уровня читательской культуры учащихся. Они могут быть следующими: назвать авторов указанных произведений, отметить среди названий российских журналов те, которые принято называть «толстыми» журналами, дать истолкование терминов современного литературоведения, определить, какие из названных авторов относятся к современной литературе, найти соответствие между автором и произведением, найти переклички (аллюзии и реминисценции) с классикой в произведениях современных писателей (например, в рассказах Т. Толстой, романах М. Успенского, Б. Акунина и др.), определить, сюжеты классических русских романов и пьес, которые лежат в основе произведений современных авторов (например, В. Пьецуха «Новая московская философия»; Л. Улицкой «Русское варенье»; Б. Акунина «Ф.М», В. Войновича «Москва 2042» и др.), назовите писателей, которые стали лауреатами премии «Русский Букер» и «Национальный бестселлер» за последние десять лет и произведения, за которые им была присуждена эта премия и т. д.

Задания очного тура призваны углубить представления школьников о современной литературе и содержать вопросы о сюжетах, жанрах, художественных особенностях произведений современной литературы и их связях с классикой, например, на уровне скрытых цитат и реминисценций (материалом могут служить стихотворения Т. Кибирова, А. Кушнера и др.). В заключении предложим участникам создать собственный текст-рассуждение по одной из тем, например: «В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые»10. Как вы понимаете смысл слов Н.В. Гоголя? Согласны ли вы с писателем? Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

Как показывает практика, метод проекта позволяет сформировать умение работать в коллективе, анализировать результаты деятельности; сделать учащихся активными участниками процесса получения информации, а не пассивными потребителями знаний; выработать у учащихся аналитический взгляд на информацию; дать свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели; создать мотивацию для деятельности, сформировать личный интерес к новым знаниям11.

Приведём пример деятельности учителя и учащихся12 на первом этапе работы над проектом: Шаг 1, пункт 3: чтение и анонсирование произведений для антологии. Собранные в ходе аналитической деятельности на занятии материалы могут использоваться школьниками для написании отзывов, рецензий, при составлении вопросов и заданий к текстам «Антологии современного рассказа», которая создаётся в ходе реализации проекта.

 


8 Моделирование игры: Представьте себе, что вы – учредитель престижной премии в области современной литературы. Придумайте название премии и обоснуйте критерии отбора произведений (жанровые, тематические, эстетические, этические и т. д.). Предложите состав жюри из пяти современных авторов, которым вы доверили бы отбор претендентов. Обоснуйте свой выбор. Составьте лонг-лист из десяти современных авторов, «претендующих» на премию, а затем шорт-лист из трёх авторов. Присудите премию и сочините небольшое приветственное слово в адрес счастливого обладателя главной награды, в котором объясняете всем собравшимся, за какие заслуги перед современной литературой автор удостоен премии.
9 Интервью может быть как гипотетическим – на основе знаний о писателе и его произведений участники составляют вопросы и возможные ответы автора, так и реальным: многие писатели с удовольствием отвечают на «детские» вопросы и не отказываются дать интервью, которое помогает детям в работе над исследованиями и сочинениями. Так, в рамках деятельности элективного курса были взяты интервью у С. Носова, И. Бояшова, Л. Ким. Составить вопросы для интервью и обратиться к писателю школьникам может помочь учитель.
10 Гоголь Н.В. О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году. / Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] ([М.; Л.]: Изд-во АН СССР, [1937-1952]. Т.8. С.172.
11 Результат проектной деятельности (продукт) – сборник «О тебе, обо мне, о людях» (Антология современного рассказа) подарен ряду школ и библиотек Санкт-Петербурга, а также доступен на сайте авторов: www.gramma.ru
12 Белокурова С.П., Друговейко-Должанская С.В. Нравственный потенциал русской прозы: 1990 – 2010-е годы. Серия: Работаем по новым старндартам. Пособие для учителей общеобразовательных организаций (в пособие включена Программа элективного курса для 9 – 11 классов). – М.: Просвещение, 2014. С. 19 – 28.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности