Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

КАК СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
УВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ?

Проектная деятельность в рамках элективного курса «Нравственный потенциал русской прозы: 1990 – 2010-е годы»
для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ

С.П. Белокурова,
учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель РФ

(продолжение)

 

Проект «Антология современного рассказа» (в рамках элективного курса)

Причиной обращения к форме проекта при изучении современной литературы является тот факт, что представления о нынешней литературе у учащихся гораздо скромнее, чем о классической. А между тем знакомство с произведениями новейшей словесности может помочь старшеклассникам не только найти ответы на многие вопросы о современном мире, но и по-своему актуализировать в их сознании классику, стереть с неё хрестоматийный глянец, показав, что писатели сегодняшнего дня озабочены едва ли не теми же вопросами, что и их именитые предшественники. Следовательно, надо найти возможность выйти за рамки урочной системы, предложить школьникам дело для них не только интересное, творческое, самостоятельное, но и дающее реальный результат. Стать своеобразным проводником в мир новейшей литературы для старшеклассников может работа над проектом – созданием сборника (антологии) современного рассказа.

Определимся с понятиями. «Российская педагогическая энциклопедия» даёт определение педагогической технологии проектирования как системы приёмов, при использовании которых учащиеся приобретают знания в процессе планирования постепенно усложняющихся практических заданий. «Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата <…> совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта»5. Его задача – развитие личных и общественных склонностей, индивидуализация обучения, стимулирование инициативы и творческих способностей школьников. Отметим, что метод проектирования ориентирован на деятельностный подход к обучению, выработку универсальных учебных действий, метапредметных умений. Поэтому результатом проектной деятельности, связанной с осмыслением современной литературы, может изданный самими учащимися при поддержке учителя и родителей сборник произведений современных авторов6.

Обратимся к целеполаганию, формам и методам проектной деятельности учащихся в рамках создания сборника. Цель проекта – составление антологии произведений современной русской литературы и подготовка её издания. Пошаговая разработка проекта предполагает следующие виды деятельности учащихся:

I. Шаг 1. Подготовительный этап:

1. Анкетирование (составление вопросов анкеты, разработка ее макета, проведение опроса одноклассников и родителей с целью выявления их представлений о современной литературе, ее авторах и читательских предпочтениях).
2. Составление рекомендательного списка рассказов для чтения и обсуждения с целью последующего включения отобранных учащимися текстов в антологию7.
3. Чтение и анонсирование произведений для антологии. На этом этапе ключевой является роль учителя, который в различных формах знакомит школьников с современными авторами (чтение вслух и обсуждение произведений, аннотирование рассказов, обзор творчества автора и т. п.). Работа осуществляется индивидуально и в группах, которые формируют сами ученики-читатели; школьники могут выбрать вид деятельности, близкий и интересный им. В процессе работы учитель проводит консультации, помогая в подготовке групповых и индивидуальных заданий.
4. Составление учащимися вопросов и заданий для совместного обсуждения произведений.
5. Аргументированный отбор рассказов. Формирование «Содержания» сборника.

II. Шаг 2. Основной этап составления сборника предполагает как репродуктивные, так и творческие виды деятельности. Школьникам предстоит решить следующие задачи:

1. Придумать название сборника и оформление обложки, создать макет сборника.
2. Составить его библиографическое описание.
3. Нарисовать иллюстрации.
4. Подготовить краткие биографические справки о писателях.
5. Написать аннотацию/предисловие к сборнику.
6. Написать собственные тексты в жанре рецензии, отзыва, предисловия, аннотации и др.
7. Продумать систему вопросов и заданий к рассказам (по выбору учащихся).
8. Перевести один из рассказов на родной язык (задание для учащихся-инофонов).

III. Шаг 3. Представление сборника.

1. Разработать макет пригласительного билета на презентацию сборника (для одноклассников и родителей).
2. Создать презентацию в формате Power Point: представление автора, произведения или сборника (по выбору учащихся).
3. Рефлексия.

 


5 Ступицкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010.
6 Висленко Л.П., Белокурова С.П. Метод проекта при чтении современной литературы. // Литература в школе. – 2009. – № 11.
7 Список рассказов, из которого учащиеся вместе с родителями и учителем формируют содержание сборника, может включать помимо изученных произведений тексты, названные в рубрике «Для самостоятельного чтения» после каждой темы (См. Программу элективного курса).

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности