Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

КАК СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
УВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ?

Проектная деятельность в рамках элективного курса «Нравственный потенциал русской прозы: 1990 – 2010-е годы»
для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ

С.П. Белокурова,
учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель РФ

(продолжение)

 

Исходя из того, что лучшие писатели последних десятилетий не только своеобразно продолжают традиции русской литературы, но зачастую актуализируют классику, логичным представляется тематический подход к изучению литературы конца ХХ – начала XXI в. на основе единства принципов, методов, технологий и с учетом изменения социокультурной ситуации и интересов детей.

Элективный курс, ориентированный на реализацию проектов, представляет собой программу и материалы (систему вопросов и заданий, комментарий для учителя) для цикла занятий «Нравственный потенциал русской прозы: 1990 – 2010-е годы», посвящённых творчеству современных авторов. Особенностью текстов, включённых в программу, является то, что по своей жанровой природе это, как правило, рассказы и небольшие повести. Чем обусловлен выбор для школьного анализа именно «малоформатной» литературы? Прежде всего, тем, что ученик должен иметь возможность самостоятельно прочесть текст, а не познакомиться с ним «в обзоре». А когда старшеклассники будут вооружены навыками анализа микротекста, они смогут воспользоваться освоенным инструментарием для анализа и повести, и романа.

И еще один важный момент: споры о круге современных авторов, «допущенных» в школу, не утихают, поэтому вряд ли в любой методической литературе такого рода удастся избежать субъективного подхода.

Рассматриваемые произведения принадлежат перу как молодых, так и уже получивших читательское признание авторов. Их рассказы и повести различны по тематике, зачастую контрастны по стилю. Но существенно более значимым представляется то, что их объединяет: гуманистическая направленность и обращение к проблемам, всегда занимавшим русскую классическую литературу: «мысль семейная», «человек и война», «герой своего времени», «человек на земле», «человек и социум», «русский национальный характер».

Работа с текстами предполагает движение от эмоционального восприятия (пробуждение интереса к получению новой информации, постановка собственных целей при постижении произведения) – через пояснения, комментарий, словарную работу – к анализу-интерпретации и далее к синтезу открытых в процессе анализа смыслов (рефлексия). На всех этапах предполагается написание работ разных жанров и типов: ответ на проблемный вопрос (в том числе по критериям ЕГЭ), составление вопросов и заданий к текстам, эссе, рецензия, мини-исследование, доклад, сообщение, реферат. Предусмотрены также анализ художественных особенностей текстов, знакомство с критической литературой по проблеме (статьи указаны в сносках). Поскольку проект предполагает комплексную работу с небольшими художественными текстами, учащиеся и учитель могут самостоятельно определять круг чтения, учитывая национальный и региональный компоненты. В типологии заданий учитываются интеллектуальные и творческие возможности участников образовательного процесса, при этом предполагается деятельностный подход к освоению предметных и метапредметных универсальных учебных действий.

Осваиваемые в процессе знакомства с современной литературой универсальные учебные действия, использование современных образовательных технологий позволяет говорить о нацеленности проекта на формирование у школьников целого ряда компетенций: коммуникативных (организация обсуждения, работы в группе, коллективной деятельности, направленной на достижение общей цели в атмосфере сотрудничества); проектировочных (формулирование целей и задач, выбор эффективных форм и методов деятельности); исследовательских (определение целей и задач исследования, использование исследовательских методов, умение обобщать и представлять результаты, овладение литературоведческой терминологией как инструментарием исследования); информационно-коммуникационных (поиск в сети Интернет, создание презентации), а также на приобретение обучающимися общественно и личностно значимого опыта в процессе изучения современной литературы.

Основными способами освоения компетенций являются «методика медленного/пристального чтения», самостоятельное исследование, подготовка лекции, беседы, проектная деятельность, использование современных образовательных технологий (например, моделирование ситуации присвоения литературной премии, диалоговые технологии и др.).

В школьной практике при изучении литературы ХХ века используется не только монографический, но и тематический подход. Думается, что и для знакомства с современной литературой он вполне удачен.

Курс предлагает варианты занятий по следующим темам: «Человек создан для счастья» (быт и мечта в современной литературе); Ю. Буйда «Фарфоровые ноги», «Ванда-Банда», «О грехах ведомых и неведомых…» (тема нравственной ответственности в литературе 1990-х – 2000 гг.); Б. Окуджава «Мышка», З. Прилепин «Белый квадрат», «Детей нет, есть люди» (тема детства и взросления в современной литературе); Б. Екимов «Фетисыч», А. Зикмунд «Герберт», Г. Щербакова «Мальчик и девочка», М. Веллер «Памятник Дантесу», М. Москвина «Кузнечик»; «О дивный новый мир» (человек и социум в литературе ХХ века), Е. Замятин «Мы», Дж. Оруэлл «1984», О. Хаксли «О дивный новый мир», В. Войнович «Москва 2042»; «Петербургский миф – петербургский текст» (образ Петербурга в современной литературе). С. Носов «Член общества, или Голодное время»; Проект «Антология современного рассказа»; «Путь в герои» (выбор жизненного пути). А. Цветков «Герой рабочего класса»; «Умом Россию не понять…» (русский национальный характер). В. Пьецух «Драгоценные черты» (цикл рассказов); «Мысль семейная» (человек в кругу семьи). Д. Бакин «Сын дерева»; «Чудо в земле обетованной» (общественное благо и счастье человека). Ю. Буйда «Отдых на пути в Индию», «Чудо о Буянихе»; «Ах, война, война… Болеть нам ею – не переболеть…» (человек и война). В. Маканин «Кавказский пленный»; «Блеск и нищета популярного жанра» (детектив, фантастика, авантюрный роман). Б. Акунин «Азазель», М. Успенский «Там, где нас нет», М. Веллер «Приключения майора Звягина»; «Как современники читают классику, или Альтернативная история литературы» (русская классика глазами современных писателей); Проект «Современная литературная матрица».

Этот список, конечно, тоже субъективен, и каждый учитель волен выбирать свои варианты знакомства с современной литературой. Но будем все-таки помнить и о том, что, отменяя «императив воспитания» (а именно он является ведущим мотивом в выборе авторов и текстов для осмысления), мы, как заметил С. Аверинцев, «крушим позвоночник культуры – ту вертикаль неравноправных ценностей, которою культура держится в состоянии прямохождения»4.

Таким образом, работая в рамках элективного курса, ориентированного на проектную деятельность учащихся, можно решить целый ряд задач, связанных с освоением с современной литературы и подготовкой к итоговой аттестации по предмету.

 


4 Цит. по: Подольская З. Письмо в редакцию // Новый мир. – 1999. – №4.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности