Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ» – «О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ»

Урок – лекция

(продолжение)

Т. В. Казакова,
учитель русского языка и литературы гимназии № 470
Санкт-Петербург

Вторая глава занимает особое место в поэме «По праву памяти». Являясь ключевой, она «держит» всю поэму. Твардовский знал, что ее напечатать нельзя. «А тогда на чем же будет держаться цикл? Получается жидковато». В теме Сталина автор вычленил аспект, которого до него никто не трогал, – тему «пяти слов»: «Сын за отца не отвечает». Она оказалась необычайно емкой. Восстанавливая некогда замалчиваемые страницы советской истории, автор обозначил и масштабы народной трагедии, и глубину личной трагедии. «Так это было» – эти слова можно отнести и к поэме «По праву памяти». Образ Сталина, картина порядков, им насаждаемых, даны в произведении крупно, бескомпромиссно. Образ Сталина, развенчание его культа. Тема «пяти слов», ее движение и развитие. В тему «пяти слов» Твардовский вписывает разные трагические мотивы:
– судьбы крестьянства, переломанные «великим переломом»;
– судьбы целых народов, «брошенных в изгнанье»;
– судьбы тех, кому просчеты Главнокомандующего пришлось оплатить вдвойне: «Из плена в плен – под гром победы с клеймом проследовать двойным».

Выразительное чтение глав, стилистический строй поэмы

«О памяти» – глава особая. Она синтезирует мысли, мотивы, заявленные в ее названии. Глава полемична. Твардовский спорит с теми, кого он называет «молчальниками». Это они хотят «на памяти бессонной поставить крест». «Не помнить – память под печать» – вот их позиция, которая неприемлема для Твардовского. Раздумья Твардовского о забвеньи и памяти завершаются твердо высказанным убеждением: «Одна неправда нам в убыток, // И только правда ко двору!» Разговор с современниками Твардовский не ограничивает публицистическими заключениями. Он говорит по-философски глубоко.

Исповедальность и выстраданность мысли, афористическая отточенность строки, экспрессия поэтических образов – все эти средства публицистического стиля нашли свое выражение в главе «О памяти». Она помогает уточнить понятие гражданственности как такой позиции, которая требует от человека величайшего мужества, верности высоким идеалам. Это такой уровень развития личности, когда раздумья о судьбах страны становятся глубоко личными.

Глава третья поэмы «По праву памяти» сопоставима с некоторыми главами поэмы «За далью –даль»: «С самим собой», «Друг детства», «Литературный разговор», «Так это было». Сходные мотивы (правда, память, ответственность), заметные текстуальные переклички, пафос этих произведений, выраженный словами: «Тут ни убавить, ни прибавить, – / Так это было на земле», – и другое позволяет рассматривать две последние поэмы Твардовского как своего рода поэтическую дилогию.

3. Автор в поэме. Исповедальные и биографические мотивы в главе «Перед отлетом». Жизненное и поэтическое кредо Твардовского, его реализация во вступлении, в главе «О памяти». Афоризмы Твардовского, их роль в главе «О памяти». Выразительное чтение отдельных фрагментов, смысловой и стилистический комментарий к тексту. М.И. Твардовская писала, что поэме «По праву памяти» свойственна «многозвучность размышления «о времени и о себе». Это исповедь-обращение, исповедь-покаяние, исповедь-обвинение. Презрев запрет, поэт говорит о том, что «душу жжет». В стихах то звучит лирическая интонация, то они становятся публицистикой, то в размышления нравственного характера вплетаются жизненные реалии. Цельность поэме придает личность самого автора, монологическая форма повествования.

3. Журнал «Новый мир»

Главные редакторы журнала «Новый мир»: В. Полонский (1926–1931), И. Гронский (1931–1937), В. Ставский (1937–1941), В. Щербина (1941–1946), К. Симонов (1946–1950, 1954–1958), A. Твардовский (1950–1954, 1958–1970), В. Косолапов (1970–1974), С. Наровчатов (1974–1981), В. Карпов (1981–1986), С. Залыгин (1986–1998), А. Василевский (c 1998).

Журнал «Новый мир» – один из самых популярных и востребованных журналов того времени, а А.Т.Твардовский – один из самых ярких его редакторов. Существовало мнение, что если бы Твардовский ничего не написал, то в литературу он вошел бы как редактор «Нового мира». Кредо Твардовского – не «исправления ради исправлений», а поиск и шлифовка талантов. В условиях советской действительности это означало, даже во времена «оттепели», еще и борьбу с цензурой и ортодоксальной критикой, то есть отстаивание самого права на публикацию этих талантов. Мужество Александра Трифоновича Твардовского стало залогом того, что «Новый мир» стал одним из главнейших символов либеральной эпохи второй половины 50-х – начала 60-х годов XX века, подарившим свет ряд выдающихся произведений, которые произвели сдвиг в общественном сознании. Такое положение сложилось, надо отметить, не по причине «диссидентских убеждений» редактора, а исключительно потому, что он неуклонно следовал правде. Литература, по его мнению, должна «совершенно правдиво описывать жизнь». Известен его портрет редактора «Гробгазеты».

Весь в поту статейки правит,
Водит носом взад-вперед;
То убавит, То прибавит,
То свое словечко вставит,
То чужое зачеркнёт (…)
Знать, в живых сидел в газете,
Дорожил большим постом.
Как привык на этом свете,
Так и мучится на том.

Обладая огромным опытом редактирования рукописей, дважды (1950–1954, 1958–1970) возглавляя «Новый мир», заведуя отделом поэзии «Литературной газеты», работая в Союзе писателей СССР с молодыми авторами – никогда Твардовский не был похож на такого «антиредактора». В этом смысле он многому научился у Горького, по отношению к которому сам был когда-то начинающим писателем.

Его первое снятие со своего поста, в 1954 году, последовало за изданием таких статей, как «Об искренности и критике» Владимира Померанцева и «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе» Федора Абрамова. Далее Твардовский «пробил» на свои страницы неординарные произведения «Районные будни» В. Овечкина, «Неделя как неделя» Н. Баранской, «Семеро в одном доме» В. Семина… Вообще впечатляет список авторов «твардовского» журнала, каким не смог бы похвастаться ни один другой советский «печатный орган»: Василь Быков, Сергей Залыгин, Валентин Катаев, Александр Яшин, Ольга Берггольц, Маргарита Алигер, Виктор Тендряков, Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов, Фазиль Искандер, Борис Можаев, Юрий Трифонов, Василий Белов и многие другие – цвет нашей литературы того и последующего времени.




На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности