Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ» – «О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ»

Урок – лекция

(продолжение)

Т. В. Казакова,
учитель русского языка и литературы гимназии № 470
Санкт-Петербург

Для работы на уроке можно использовать раздаточный материал,
который станет основой последующих выступлений учащихся,
их сообщений, докладов, презентаций (групповые или индивидуальные)

Материал для учащихся (на парте листы)

Александр Трифонович Твардовский (1910–1971) – это многогранная творческая личность. Признанный при жизни поэт, лауреат Сталинской премии (1941), автор «Страны Муравии», «Василия Теркина», За далью – даль», «По праву памяти» и первый публикатор в качестве главного редактора «Нового мира» антисталинских произведений, ставших символами «оттепели» 60-х годов XX века.

1. История создания поэмы «По праву памяти»

Поэма «По праву памяти» создавалась в 60-е годы XX века, но была опубликована лишь много лет спустя – в 1987 году, долгие годы она находилась под запретом. Задумывалось новое произведение как «Глава дополнительная» к поэме «За далью – даль». Работа над новой главой была продиктована ощущением некоторой недосказанности о «времени и о себе»:

…Недосказал. Могу ль оставить
В неполноте такую речь,
Где что убавить, что прибавить, –
Как долей правды пренебречь?
Нет, все былые недомолвки
Домолвить время нам велит.

Позже «Глава дополнительная» вылилась в совершенно новое произведение. Она отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов XX века. В его словах: «Да, жизнь. Сплошная тьма надвинулась», «дни глухие», «в нынешней муторной обстановке…» – глубокое ощущение ситуации, в которой приходилось работать, точнее, определение того, что происходило тогда в стране: попытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его, замалчивание решений XX съезда, осудившего культ личности Сталина, опасность возрождения нового культа – брежневского, беспредельная сила тоталитаризма, обрушившегося на духовные основы общества, власть жесткой цензуры… Инспирированное дело Солженицына, процессы Синявского, Даниэля, генерала Григоренко, заказные статьи-доносы (например, «Письмо одиннадцати»), сфабрикованные «письма трудящихся», публиковавшиеся в центральной печати, – все это приметы времени, трудного и идеалогизированного, для Твардовского еще и опасного.

Удушающая атмосфера той поры, портреты неосталинистов ярко воссозданы в книгах А. Солженицына «Бодался теленок с дубом», А. Кондратовича «Новомирский дневник 1967–1970». Эти книги – хроника не жизни, а борьбы, которую вели писатели, имевшие право утверждать: «Что там ни говори, а мы страницу в истории литературы оставили» (А. Твардовский). Твардовский, по признанию многих, – личность, уже как бы своим присутствием влияющая на духовный климат времени. В стихотворении Расула Гамзатова «Костер Твардовского» есть такие строки:

И у свободы он в почете,
И не подвластен никому,
И ложь в сусальной позолоте
Не может подступить к нему.

О трагедии народа Твардовский знал не понаслышке. Ф. Абрамов в своих воспоминаниях о поэте так пишет об истоках его личной трагедии: «Все бури века нес в себе…» «Не говорю о том, что раскулачена семья, а он один на свободе. Прославленный поэт, а брат в лагерях? До 53-го года. Отец великого поэта четыре года жил под чужим именем». Эта запись Ф. Абрамова перекликается с признанием самого поэта: «У меня как бы две биографии: репутация народного поэта и наследственное клеймо классового врага». «Сын кулака» – это клеймо значилось в анкетах, которые заполнял Твардовский. Он носил его более двадцати лет. Подлинность переживаний, подлинность волнений лежат в основе поэмы. В поэме «По праву памяти» Твардовский выступает не бесстрастным летописцем, а свидетелем обвинения. Его волнует судьба конкретных людей, которых он хорошо знал: друга детства, тетки Дарьи – в поэме «За далью – даль», отца – в последней поэме.

2. «По праву памяти»

Поэма «По праву памяти» представляет собой трехчастную композицию: три главы поэмы. Вопросы и задания для осмысления поэмы:
1. Творческая история поэмы, ее судьба.
2. Жизненные реалии 30–40-х годов, их осмысление Твардовским. Первая глава «Перед отлетом» по своему содержанию примыкает к главе «Друг детства» из поэмы «За далью – даль», как бы предваряет ее. Писалась эта глава как обращение к другу юности. Стихи передают атмосферу доверительности, в которой и можно вести разговор о сокровенном. К этому побуждали сами обстоятельства: друзья покидали отчий дом. «Перед отлетом» – сама по себе эта ситуация романтическая. Высота помыслов, юношеский максимализм, романтическая мечта раскрывают их облик. Два друга – «мыслитель и поэт» – прекрасны. Лирическая концовка главы «Перед отлетом» исполнена глубокого смысла: жизнь проходит, а верность юношеским идеалам сохранилась. По ним поэт выверяет свою судьбу.

Первая и вторая главы контрастны по своей интонации. «Сын за отца не отвечает» – эти слова вынесены в заглавие второй части поэмы, с них она начинается. Повторяясь, эти слова получают все новое и новое смысловое и эмоциональное наполнение. Именно повтор позволяет проследить за развитием темы «пяти слов».




На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности