Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ» – «О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ»

Урок – лекция

(продолжение)

Т. В. Казакова,
учитель русского языка и литературы гимназии № 470
Санкт-Петербург

В заключение хочу сказать несколько слов о названии произведения. «По праву памяти» – памяти кого, чьей? Автора, его лирического героя или еще кого-либо? Один человек помнит одно, другой – другое. Один и тот же факт в памяти людей интерпретируется по-разному. В поэме же Твардовского слилась воедино память разных людей, мощным голосом она зазвучала, рассказывая о трагическом периоде жизни страны.

Твардовский

Зато и впредь как были – будем –
Какая вдруг ни грянь гроза, –
Людьми из тех людей, что людям.
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.

Прочитав такую поэму, не отложишь ее в сторону, сразу забыв о ней. Она волнует, будоражит нас, заставляет посмотреть на себя со стороны. Размышления Твардовского «о времени и о себе» созвучны и нашим сегодняшним настроениям. Только опираясь на человеческий опыт, мы можем найти верную дорогу в наших преобразованиях, не растеряв при этом духовного богатства. Память – это хранилище человеческого опыта, его духовных, материальных, моральных ценностей.

В последние годы жизни А.Т. Твардовский был редактором, пожалуй, самого популярного и любимого в то время журнала «Новый мир». Он много работал, истово. Он многим помог, как молодым и начинающим писателям, так и известным. Был справедлив и объективен. Федор Абрамов говорил, что Твардовский – редактор даже заслонил Твардовского – поэта. Почти все значительные литературные силы в 50-60-х годах XX века объединились вокруг Твардовского, так как это была личность, в которой нуждалась эпоха. В стихотворении «Моим критикам» Твардовский сказал:

Всё учить вы меня норовите,
Преподать немудреный совет,
Чтобы пел я, не слыша, не видя,
Только зная: что можно, что нет.
Но нельзя не иметь мне в расчете,
Что потом, по прошествии лет,
Вы же лекцию мне и прочтете:
Где ж ты был, что ж ты видел, поэт?..

1956

В статье об А.А. Ахматовой А.Т. Твардовский высказал самую дорогую для себя мысль: «Поэзия Ахматовой – это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала… В целом – это лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи». Эти слова были определены эстетической близостью двух художников слова, стремившихся выйти за пределы узкой композиционной формы краткого лирического стихотворения. Их привлекало создание лирических циклов как своеобразной новой структурной формы большого масштаба. У Твардовского работа над такими циклами проходила в течение многих лет, даже тогда, когда, казалось бы, нет никакой надежды на возможность пробиться к читателю, как и Ахматова, он тоже «писал в стол». Что это значит? Писали для себя и для всех, писали с надеждой, что когда-нибудь появится возможность рассказать правду «о времени и о себе».

 

 




На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности