Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

"Все во мне и я во всем"
Урок по рассказу Дмитрия Бакина "Сын дерева"

(окончание)

      Что же мы видим в финале? "В тот вечер обо мне все забыли <…>. Они сидели дома за большим столом. Александра уже смеялась, но все они замолкали, когда Валентина негромко, красиво пела, смотрели на нее, чтобы понять". Что это, если не катарсис? Бакин не рисует сцены благостного примирения всех членов семьи, но будущее героев отчетливо, осязаемо предчувствуется в последних строках текста, в намечающемся единстве, обозначенном автором словами все, они, понять, дома за большим столом. Если члены семьи еще и не поняли друг друга, то, очевидно, хотят понять.

      Результаты аналитического чтения рассказа можно закрепить, зафиксировать в предложенной учащимся прямо на этом этапе урока письменной работе.
     Формулируем начало предложения и просим вписать вместо пропусков слова и словосочетания, помогающие дать ответ на проблемный вопрос: "Сын дерева отрекается от…, выбирает… ради…". Ради скрепления семи разрозненных "Я" в семью, в единое целое, бакинский герой "вцепляется" в "почву", хочет по-своему дать ей новую жизнь - в будущих детях своих братьев и невесток. Эта мысль звучит в словах героя: "Я ощутил-таки себя грешным деревом, корни которого скрепляют почву семьи, воспрепятствуют ее распаду, прививают месту жизнь". Предложим ученикам найти подобные слова в начале рассказа и увидим, что сын дерева почти дословно повторяет то, что было сказано им о людях, осваивающих новые места, людях вообще, - их жизненная цель была обозначена так: "опутать распад, сковать почву, прививать месту жизнь". Думается, что это текстуальное совпадение неслучайно: масштаб "семейного" сюжета бакинского рассказа, таким образом, укрупняется до масштабов общечеловеческого, история семьи приобретает онтологический смысл.
    Отказ сына дерева от подвижности продиктован еще и возможностью здесь и сейчас выполнить свое предназначение, вдруг окончательно осознанное героем в момент падения с кресла и соприкосновения с землей: "Вместо того чтобы желать собственного приобщения к движению, мне следовало приобщать к неподвижности их <...> - иначе никак мне, уродливому выкидышу земли, себя не воплотить".
      Эти мысли героя нельзя считать плодом рефлексии, это, скорее, закрепленное веками и вдруг "вытащенное" на уровень сознательного бессознательное, всегдашнее знание, почерпнутое из памяти земли. Знание о том, какую "угрожающую, а может быть, обыденную власть <…> имело все неподвижное над всем подвижным во веки веков, ту власть", от которой он уже "не мог отказаться и потому еще, что пришел бы в мир подвижных людей никем и ничем после стольких лет жизни, отвергнув общность <…> всего того, что стояло" за ним, "всего того", что он "чувствовал своим телом".
      И здесь возникает еще одна скрытая антиномия - память - забвение, где память - сохранение оставшегося, неутраченного, а забвение - утрата воспоминаний, памяти. Для сохранения памяти, прошлого, для преодоления разлада, разминовения между людьми и нужна неподвижность.
      Возвращая учащихся к первой, ключевой антиномической паре рассказа (река-дерево) и завершая запись на доске антиномических сочетаний, просим дать еще одно толкование метафорического значения этой оппозиции. И оказывается, что дерево - метафора памяти, а река - метафора забвения. Вспоминаем державинские строки:

        Река времен в своем стремленьи
        Уносит все дела людей
        И топит в пропасти забвенья…

      Что же остается? Память о прошлом, о своем человеческом предназначении, своей роли в семье, на земле, в мироздании. Так избранная героем неподвижность оборачивается подвижничеством.
      Дмитрий Бакин, герои которого зачастую физически несовершенны или одержимы душевной болезнью, именно с помощью таких персонажей обнажает несовершенство мира, то самое чеховское "отступление от нормы" и, подобно Чехову, дает понять, что только увидев это отступление бытия от "нормы" можно яснее понять саму "норму" - во всяком случае, ощутить тоску по ней, как чувствует ее сын дерева, сын самой природы, сын памяти.

      В качестве домашнего задания предлагаем учащимся сопоставить рассказ Дмитрия Бакина "Сын дерева" с другими "семейными" текстами современной литературы ("Маленькая Грозная" Л. Петрушевской, "Последний срок"
В. Распутина и др.) или попытаться написать эссе "Размышляя над строками
И. Бродского:

        Ничем уж их нельзя соединить:
        чертой лица характером, надломом.
        Но между ними существует нить,
        обычно именуемая домом".

       Другой вариант домашнего задания: самостоятельно написать сочинение (тему формулирует учащийся) по одному или нескольким рассказам Бакина. C этой целью предлагаем возможные вопросы и задания для учащихся к уроку "Цена беспамятства" по сборнику рассказов писателя "Страна происхождения". Сочинения на указанные темы помещены в разделе "Сочинения. Примеры".

C. Белокурова, С. Друговейко



На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности