Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ» – «О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ»

Урок – лекция

(продолжение)

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ» – «О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ»

Урок – лекция

(продолжение)

Т. В. Казакова,
учитель русского языка и литературы гимназии № 470
Санкт-Петербург

Нельзя молчать, нельзя забывать о том, что было. Необходимо помнить, чтобы «извлечь уроки», иначе нет будущего у человечества, а ошибки, трагические и жестокие, повторятся:

Тогда совсем уже – не диво,
Что голос памяти правдивой
Вещал бы нам и впредь беду:
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу...

Прочитав эти строки, я представляю, как дальше будут развиваться события: что ждет того, кто рискнул, кто отважился если не во весь голос рассказать правду о времени, то хотя бы решил помнить близких и друзей, ставших «лагерною пылью», и не отказываться от них, как, скажем, это сделала Геля Маркизова (упоминание о ней есть в исторической справке одного из рассказов В. Тендрякова). Она прожила всю жизнь в комнате, на стене которой висел портрет Сталина, уничтожившего ее отца и мать.

Долгие годы были преданы забвению времена «культа личности» Сталина, хотя, наверно, было понятно многим, что «великий перелом» рождал людей, «не помнивших родства». Ломались человеческие судьбы, гибли ни в чем не повинные люди, а «гром рукоплесканий в честь отца» не утихал. Страх заполнял души людей и «обучил хранить безмолвье перед разгулом недобра». Слабые голоса, а может и сильные, но малочисленные, «посвященных» не были услышаны тогда. Их боялись услышать, потому что проснулась бы совесть и заставила бы что-то делать, требуя справедливости. А были ли «непосвященные»? Поэт дает ответ на этот вопрос:

А к слову – о непосвященных:
Где взять их? Все посвящены.
Все знают все; беда с народом! –
Не тем, так этим знают родом,
Не по отметкам и рубцам,
Так мимоездом, мимоходом,
Не сам,
Так через тех, кто сам...

Все знали, но зато как просто теперь сказать, что не знал, не догадывался, что такое возможно. Их можно понять и даже оправдать, но поверить им уже нельзя. Тем важнее звучит напоминание Твардовского – помни! Помни, чтобы не повторить, тем более, что ясно видна другая страна и другой человек:

И что он легок на помине
В подлунном мире, бог-отец,
О том свидетельствует ныне
Его китайский образец...

«Многостороннюю проверку» прошли герои поэмы. Пришлось лгать, трусить, пройти через страх, ложь, ужас свой собственный и всей страны. Твардовский показал трагедию «отцов и детей» на примере поколений героев поэмы. Поэт достойно и правильно разрешает основную проблему своего произведения: хотим мы или нет, но мы подвержены любви к своему отцу, поэтому невозможно от него отказаться, как это и сделал герой поэмы.

Кто виноват в том, что было со страной? Твардовский отвечает на этот вопрос: «мы оказались все в ответе». Пусть каждый помнит: «История – это костер, в который каждый бросает свой хворост» (Ю. Трифонов).

Поэма «По праву памяти» написана честным человеком, подлинным интеллигентом и прекрасным поэтом. Таким людям, как Твардовский, свойственно чувство ответственности и долга, даже чужую боль страдание они «берут на себя». Определенной смелостью обладает автор, написавший это произведение в годы всеобщего умолчания и забвения. Пусть долгие годы она пролежала «в столе», пусть написана она была, может, для себя, но она, несомненно, является важным историческим и художественным документом своего времени. Нам, сегодняшним читателям поэмы, интересно знать о страшном периоде нашей истории, так как чем больше «белых пятен» оставляют люди позади себя, тем ощутимее наши духовные и нравственные потери. Человек без памяти легко может превратиться в существо, подобное манкурту из романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день». Нельзя помнить только то, что выгодно, удобно и полезно нам сегодня. Задача современной литературы и состоит как раз в том, чтобы понять нашу историю. А.С. Пушкин трогательно говорил о «любви к отеческим гробам», «к родному пепелищу». Не нам указывать поэту, что помнить, а что забыть. Твардовский поведал миру трагическую историю юношей, которая взволновала нас и помогла освоить еще несколько «белых пятен» того времени.

Я сам дознаюсь, доищусь
До всех моих просчетов.
Я их припомню наизусть, –
Не по готовым нотам.
Мне проку нет – я сам большой –
В смешной самозащите. Н
е стойте только над душой,
Над ухом не дышите.

1967




На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности