Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ» – «О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ»

Урок – лекция

(продолжение)

Т. В. Казакова,
учитель русского языка и литературы гимназии № 470
Санкт-Петербург

Страшно, что шестой пункт анкеты в 20-30-е годы XX века появился не по нравственному принципу, а по политическому: «сын кулака». Раз так, то как это не отвечаю за отца?! Да, сначала говорили: иди, ты волен делать, что хочешь, перед тобой открыты все дороги. Время идет, все изменилось. Теперь или надо отказаться от отца или… Но как отказаться от родного отца? Он твоя кровь, ты с ним кровно и духовно связан и не можешь забыть его, нет сил отказаться от близкого и родного тебе человека. И вот уже тебе приклеили клеймо: «сын врага народа». Сын разделяет судьбу отца, «несет его крест», его вину. Помните, как было в фильме Т. Абуладзе «Покаяние»: мальчик искупает вину отца, деда, совершая самоубийство, так как не вынес страшного груза их вины, когда узнал об их расправах над невинными людьми. Он принял единственно правильное для себя решение – ценой своей жизни, как он считал, смыть позор своего рода и наказать их. Б.Л.Пастернак в романе «Доктор Живаго» также обращается к теме «горящей свечи»: Россия полыхает «жертвенным огнем». Твардовский исторически точно воспроизводит в разных ситуациях, в которых оказался его герой, время, с помощью точных художественных деталей достоверно рассказывает «о времени и о себе».

Проходит время. Началась война. «Жесточе нету слова», а для этих людей наступает облегчение:

Недаром в дни войны кровавой
Благословлял ее иной:
Не попрекнув его виной,
Что душу горькой жгла отравой,
Война предоставляла право
На смерть и даже долю славы
В рядах бойцов земли родной.

Предоставляла званье сына
Солдату воинская часть...

Война предоставила им право кровью своей смыть позорное клеймо «врага народа». Однако, как и раньше, не хватает «стране клейменных сыновей». Страшная участь уготована тому, кто попадет в плен или «пропадет без вести».

Одна была страшна судьбина:
В сраженье без вести пропасть.

И до конца в живых изведав
Тот крестный путь, полуживым –
Из плена в плен – под гром победы
С клеймом проследовать двойным.

Нет, ты вовеки не гадала
В судьбе своей, отчизна-мать,
Собрать под небом Магадана
Своих сынов такую рать.

Не знала,
Где всему начало,
Когда успела воспитать
Всех, что за проволокой держала,
За зоной той, родная мать...

Твардовский не рассказывает о «зоне», да это и не нужно. Более важным оказалось другое – политика, страшная и безнравственная по сути своей, так как она была направлена на подавление личности. Воспитывали людей, не помнивших и не знавших своего родства, забывших о своем роде, отрекшихся от своих корней:

Он говорил: иди за мною,
Оставь отца и мать свою,
Все мимолетное, земное
Оставь – и будешь ты в раю.

А мы, кичась неверьем в бога,
Во имя собственных святынь
Той жертвы требовали строго:
Отринь отца и мать отринь.




На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности