Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ» – «О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ»

Урок – лекция

(продолжение)

Т. В. Казакова,
учитель русского языка и литературы гимназии № 470
Санкт-Петербург

Василий ТеркинГлавное же дело военных лет – это поэма «Василий Тёркин». Она родилась еще во время финской войны сначала на четвертой полосе газеты «Прямой наводкой». Героем этого произведения был сначала Иван Гвоздев. Подзаголовок поэмы гласил: «Книга про бойца, без начала и конца», который также подтверждает тот факт, что поэма появилась стихийно в 1939 году, а потом уже распространились главы о солдате Василии Теркине. Новую поэму начинать «было мало сроку». Твардовский решил использовать текст уже печатавшейся «Книги про бойца». А почему «без конца»? «Просто жалко молодца». Веселая, написанная с огромным чувством юмора поэма, конечно, поднимала настроение бойцов, а песни из поэмы были любимы многими солдатами. Сам же Твардовский больше всего любил петь песню о шинели:

Эх, суконная, казенная, военная шинель…

ТвардовскийАндрей Сивцов из поэмы «Дом у дороги» - совсем другой герой. На его долю выпало жестокое испытание: его жена Анна в немецкой земле, а Сивцов вернулся. Он помнит и никогда не забудет своей потери, но не даст себе послабления, будет работать. Разоренное гнездо семьи, дом у дороги, который никогда, наверно, не будет прежним, как и сам герой поэмы, - вот итог войны. На нем, как и на всех других людях, сильно заметен отпечаток войны. Жаль тех, кто остался жить, слишком свежа боль их утрат, но еще больше жаль тех, кого уже нет в живых и кого не будет никогда. Это тревожит Твардовского, недаром в 1966 году он напишет:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Дорога Никиты Моргунка, крестный путь Анны и дорога мимо дома Сивцова – это и дорога самого Твардовского:

Я был, я жил…
За все на свете я отвечаю головой…

Есть еще одна поэма у Твардовского – «По праву памяти». Она занимает особое место в его творчестве. Долгие годы поэма пролежала в столе. «По праву памяти» - это в какой-то степени завещание поэта. И не только потому, что это последнее произведение, а потому, что «слову был двойной контроль», потому, что «Перед лицом ушедших былей // Не вправе ты кривить душой».

«По праву памяти живой» вновь Твардовский размышляет «о времени и о себе». Сейчас, когда вышли в свет «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» О. Дудинцева, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского и «Зубр» Д. Гранина, мы многое знаем о сталинских временах. Однако есть в этой поэме нечто такое, что приковывает наше внимание и заставляет подумать, что это было за время и как это было. Кроме того, когда началась публикация подобных произведений и когда появилась в свет в журнале «Новый мир» поэма Твардовского, появились люди, которые говорили, зачем об этом писать, зачем ворошить старое, нужно ли об этом вспоминать. И вот однажды поэт получает одно письмо (история об этом дана в предисловии к поэме, опубликованной в журнале «Новый мир»), в котором ничего не говорится о необходимости данных произведений, как и не обсуждается вопрос об их целесообразности, но рассказывается история о простой советской семье, прошедшей через испытания того времени, сталинского времени. Фактически, на мой взгляд, это и есть ответ на вопрос: есть люди, семьи, для которых такие произведения – это память об их времени и их судьбе. Историческая память общества ведь и складывается из жизненных историй отдельных людей этого общества. Помните знаменитое выражение Ю.Трифонова: «история – это костер, в который каждый бросает свой хворост». Вот и Твардовский считает, что надо помнить о том, что было – это история, это отражение судеб миллионов людей.

Открывается это произведение поэтической декларацией, в которой выражено жизненное кредо Твардовского:

Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, –
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой…
И мне да будет та застава,
Тот строгий знак сторожевой
Залогом речи нелукавой
По праву памяти живой.

Для Твардовского слова «память» и «правда» – понятия-синонимы. Мысль, во власти которой находился поэт, не раз звучала в его стихах, таких, как «О сущем», «Вся суть в одном-единственном завете», «Слово о словах», «Жить бы мне век соловьем-одиночкой…» и других.



На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности