Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

"Все во мне и я во всем"
Урок по рассказу Дмитрия Бакина "Сын дерева"

(продолжение)

      Здесь, вокруг этой антиномии, необходимо выстроить другие, которые и помогают дать ответ на проблемный вопрос. Возвратимся к оппозиции внешнее - внутреннее. У Бакина она дана отраженной в сознании героя. Отсюда, кстати, и особое построение диалогов, в результате анализа которых обнаруживается, что важна не столько произнесенные слова, сколько их глубинная суть, имеет значение не поверхностный смысл самих слов, а причина, побудившая произнести их (реализация задания четвертой группы). Обращаясь к структуре диалогов, убеждаемся, что сознание сына дерева аккумулирует "сущностное, значимое", поэтому слова других персонажей важны не сами по себе, важно их восприятие и истолкование героем. Поэтому так беден словесный ряд, вводящий реплики других героев ("сказал, спросил, ответил").
      Из антиномии внешнее - внутреннее вытекает и несовпадение внешнего и внутреннего обликов героев, и "подводное течение" рассказа.
      Следующая антиномия - родители (отцы) - дети (делаем следующую запись на доске), где старшие - олицетворение вечных природных начал. В детях же живет понимание прогресса как "вечного сопротивления судьбе, данности, обстоятельствам". Младшие возомнили, "что в них бунтует высшее понимание, рожденное стремительным биологическим прогрессом".
      Корни - крона (записываем на доске эту и следующие оппозиции соответственно) - еще одна антиномия, на которой стоит остановиться. Бакин дает почувствовать: дети лишены понимания того, что ветка может быть отрезана, однако дерево выживет, но оно погибнет, если умрут корни. Шире эта антиномия может быть обозначена оппозицией природа - цивилизация. Символически это противостояние выражено в пейзаже в самом начале рассказа. Бакинский герой видит "город, неожиданный в кольце леса, словно спущенный с небес уже с населением". Благодаря этому приему, открывается еще одна особенность текста - метафоризация пространства и времени (хронотопа). Земля оппозиционна небу. Земля - почва для корней, недаром древние люди "принялись наугад сажать деревья", чтобы "сковать рыхлость, унять непонятную склонность почвы к саморазрушению, пронизать сетью корней, привить месту жизнь". И происходило это в "незапамятные времена", которые мы вправе соотнести с современностью как вечное и временное. В ряд антиномий встают и такие, как бессознательное - сознательное и заданное - стихийное. Первыми метафорически обозначено все традиционное, вековечное, устоявшееся, коренное, вторыми - самопроизвольное, случайное, неуправляемое. Размышляя о роли образов детей в произведении, мы приходим и к противостоянию прошлого и будущего (младшие члены семьи, "влекомые временем, нервно вколачивали себя в наступающее будущее все-таки для того, чтобы длить род"). В связи с этой последней антиномией возникает разговор о прошлом, а следовательно, о "поучительной истории", хранящейся в памяти сына дерева, которую, как замечает сам герой, питает "не одно столетие". Этот эпизод требует пристального рассмотрения.
      История моровой болезни, от которой люди начали синеть (и здесь это цветовое прилагательное, вероятно, можно прочесть как метафору самоуничтожения, отрыва от корней, ибо синий - цвет реки), болезни, от которой две роженицы потеряли детей, а одна из них помешалась и, "бродя среди деревьев, громко кричала", имеет непосредственную связь с семейной ситуацией рассказа.
     В "древней истории" старик, избежавший болезни, поражен недугом более страшным - "неверием в человека". Так метафорически обозначил Бакин сомнительность победы сознательного над "природным" (бессознательным). Именно сознанием продиктован поступок старика, "не знающего вкуса коры, гнездовий личинок", когда он "взобрался на поваленное дерево" и сказал, что "запрещает мужчинам длить род". Но инстинкт, ведущий людей, заставляет мужчин искать встреч с женщинами. И тогда старик, неколебимый в своей правоте, убивает ослушавшегося. Женщины же, влекомые инстинктом, подчиняясь извечному закону продолжения рода в болезни и здравии, в богатстве и бедности, убивают старика, и это - "переломный момент эпидемии", заставивший людей вновь начать прерванную было "жестокую борьбу за существование". Старик, решивший дать людям "милосердное вымирание", оказался слабее природы, ибо силою ума хотел изменить законы жизни, подчинить естественное, бессознательное искусственному, сознательному.
      Легенда бросает отсвет на ситуацию в семье героя. Женщины из легенды отстояли свое право "длить род" вопреки смерти младенцев, запрету старика, отстояли, уподобившись животным. В целом благополучные невестки сына дерева не рожают, они не исполняют извечного женского предназначения. В легенде людей поразила болезнь физическая, здесь - духовная: бесконечно рефлектирующие по поводу бессмысленности своего существования невестки ложное принимают за истинное (еще одна антиномия в рассказе). Истина открыта сыну дерева, его отцу и матери. Только они чувствуют ущербность семьи, хотя она и состоит из семи человек. "Писк новорожденного" и "не одного, а двух" - заветная цель главного героя. Таким образом, третий, родившийся мертвым, думает о живых. Он идет к своей цели, отрицая все иные, отрекаясь от чуда, которое уже произошло.

      Подведем итоги: почему же герой отказывается "вырвать корни"? Здесь двойная мотивировка. Во-первых, за обретением подвижности последует разрушение семьи, центром которой является сын дерева. Во-вторых, неизбежен распад собственного внутреннего мира героя, распад связей с неподвижным, вечным, с прошлым, с землей, со всем тем, что представляется герою основами бытия и будет утрачено с его переходом в мир движения, в мир живых. Он, сын дерева, - хранитель прошлого, связующее звено между прошлым и будущим, стержень, ствол семейного дерева. Так в рассказ Бакина входит философская нота. Сын дерева - сын, возложивший на себя функции отцов, извечная антиномия отцы-дети снимается его образом. И разрешение вопроса о противостоянии отцов и детей заключается в его выборе: сын дерева, "сын корней", выбирает материальное начало мира, приоритет бессознательного, природного. Отсюда может и вытекать и одно из истолкований метафоры сын дерева: сын самой природы.


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности