Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

ПОНИМАНИЕ АВТОРСКОЙ МЫСЛИ КАК ОСНОВА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКА

(продолжение)

Багге М.Б., к.п.н.,
заведующая кафедрой филологического образования СПбАППО,
Санкт-Петербург

Рассказ как будто наполнен социальным содержанием, критикой социальной деятельности государства. Но об этом ли рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор», о трудной ли жизни простого советского человека? Почему он так задел советскую критику, да и далеко не у всех читателей вызвал признание? Если б замысел рассказа сводился к социальной критике, тем более, критике еще недавней сталинской эпохи (Твардовский, публикуя рассказ в «Новом мире» мудро изменил время действия: поменял 1956 год, время хрущевской оттепели, на 1953 –й год, год смерти Сталина), не было бы ни уничтожающих отзывов прессы, ни недоумения читателей.

Иные идеалы жизни утверждал Солженицын, нежели те, которые постепенно, но крепко стали укореняться в русском обществе ко второй половине ХХ века. Какие именно?- Ответ на это вопрос после перечитывания произведения даст возможность приблизиться к постижению системы ценностей, принимаемых Солженицыным.

Рассказ начинается с длинной экспозиции. Какова ее роль? По каким приметам читатель догадывается, что рассказ носит автобиографический характер?
Почему рассказчик так стремится оказаться в глубинной, кондовой России?
Есть ли в нашем представлении образ «нутряной», «кондовой» России? Какая она? Каковы ее люди?
Совпадает ли образ той России, который был в воображении рассказчика, с тем, который он увидел в реальности? В чем совпадает и в чем не совпадает? (Ответ на данном этапе осмысления рассказа только на материале экспозиции).
Почему рассказчика раздражают реалии новой, послевоенной, жизни, которую он не видел, не знал, пока был в тюрьме и ссылке? Разве это плохо, что в поселке работает радио, что вечером рабочие с фабрики и местная молодежь собирается в клубе, развлекается?
Какие черты «нутряной» России рассказчик нашел в поселке со странным названием «Торфопродукт»?
Почему к теме жизни русской деревни обращается А.И. Солженицын?

Учителю известен прием, как объяснить ученикам, кто является главным героем произведения: у главного героя есть путь, путь изменений. Поэтому логичным будет вопрос о том, у кого из действующих лиц рассказа есть путь изменений. Для этого необходимо перечитать экспозицию произведения до слов «А дальше целый край идет деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово – все поглуше, от железной дороги подале, к озерам.
Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию
» и эпилог от слов «Все отзывы о Матрене были неодобрительны» до конца, до слов «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша
».

Как изменился тон рассказчика? Оправдались ли его надежды на успокоение, на встречу с нутряной Россией? Почему? Что же произошло с Россией?

И только после этого обсуждения, дающего возможность понять, что к изображению внутренних, духовных изменений в России обращается Солженицын, возможна дальнейшая работа, помогающая понять суть этих изменений, как их видел А.И. Солженицын.

Воспользовавшись схемой анализа способов создания образа (он известен ученику из предыдущих уроков), сделайте вывод, как рисует образ Матрены Солженицын. Сравните образ Матрены с образами ее родственников и односельчан.

В чем вы видите конфликт рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»? (Напоминаем, что конфликт в художественном произведении это столкновение разных жизненных позиций, разных представлений о ценностях мира).

Очевидно, что на одной стороне конфликта стоит Матрена, кого замечает рассказчик на другой стороне конфликта?
В какой сцене конфликт достигает наибольшей силы? Как он проявляется?
С вашей точки зрения, это конфликт трагедии или драмы? Как конфликт драмы или трагедии расценивает конфликт в своем произведении автор?
Уточните значение слова «праведник». Известны слова Н.С. Лескова «Героя создает случай, праведника – ежедневная доблесть». В чем же состоит праведничество Матрены?
Времена изменились, сегодня уже не было бы запретов на исконное название рассказа «Не стоит село без праведника», однако и в новых изданиях рассказ носит название «Матренин двор». Почему? Имя Матрена (Матрона) переводится с греческого как «творящая землю». Какое символическое значение приобретает в связи с этим название рассказа?

Завершающая часть работы по изучению мировоззрения А.И. Солженицына на основе рассказа «Матренин двор» (эта работа будет продолжена в 11 классе на примерах рассказа «Один день Ивана Денисовича» и книги «Архипелаг ГУЛАГ») связана с обобщением интерпретации произведения и письменной работы «Нужен ли современному молодому читателю рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор»?

Самый последний этап работы изучения произведения, если эта работа направлена на изучение мировоззрения автора и формирование собственного мировоззрения читателя-школьника, будет связан с анализом-обобщением письменных работ учащихся и чтением статьи учебника, если эта статья отвечает поставленной задаче: помогает понять суть произведения и взгляды автора, или обобщающей беседой учащихся и учителя. Очевидно, что эта беседа будет носить уже «затекстовый» характер и может быть посвящена тому, чему был посвящен рассказ «Матренин двор», судьбе России.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности