Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

ПОНИМАНИЕ АВТОРСКОЙ МЫСЛИ КАК ОСНОВА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКА

Багге М.Б., к.п.н.,
заведующая кафедрой филологического образования СПбАППО,
Санкт-Петербург

Филологическое образование на Руси возникло одновременно с появлением текстов, с той формой существования языка, которая способна передавать информацию через пространство и время. Как следствие появления письменных текстов возникла необходимость перевода церковных книг, а значит, и подготовки специально обученных для этой деятельности людей. Их называли «книжные люди», а само обучение «книжным учением». Таким образом, изначально деятельность «книжного человека», филолога, была направлена на посредничество между двумя людьми: тем, кто создал книгу, текст и тем, кто пользуется этим текстом, при этом является неважным то, на одном и том же или на разных для создателя (автора) и потребителя (читателя) языке написан текст: и в том, и другом случае он требует специальных умений со стороны потребителя (читателя) для того, чтобы быть прочитанным или услышанным, т. е. для того, чтобы быть понятым.

На протяжении всех веков существования письменной культуры суть, первооснова филологических умений заключается именно в этом: обслужить процесс понимания, способствовать достижению точности понимания, хотя в массовом сознании филологические умения более связаны с умением правильно писать с точки зрения грамматики, а при случае поддержать разговор о литературной новинке или процитировать классика. Однако и умение правильно писать с точки зрения грамматики, и умение вовремя апеллировать к мнению классика, и умение поддержать разговор о литературной новинке являются, с одной стороны, следствием умения понять текст, а, с другой стороны, способствуют его пониманию.

Филологическое образование в школе долгое время было направлено на приобретение устойчивых навыков правописания и приобретение общих сведений о историко-литературном процессе, его связи с революционным развитием России. Несмотря на то, что обновление содержания филологического образования продолжается уже более двадцати лет (первые его проявления связаны были с введением в программу курса русской литературы «возвращенных» произведений), стереотипы оказались столь устойчивы, что не дали возможности на должном уровне развить умения, востребованные сегодняшним состоянием общества: практическим владением русским языком в его различных функциональных разновидностях: устной и письменной речью, разговорной и литературной, деловой и эпистолярной, а также адекватным восприятием и пониманием речи разных жанров и стилей и т. д. Следствием неготовности тех, кто осуществляет филологическую подготовку в школе, овладеть исконными филологическими умениями и передать их учащимся, явилось то, что единый государственный экзамен по литературе не стал массовым (опыт подготовки учителей на курсах повышения квалификации по проблеме подготовки к ЕГЭ, а также подготовки экспертов выявил серьезные затруднения учителей в умении выдвинуть тезис в ответе на проблемный вопрос, подобрать собственные доказательства, защищающие выдвинутый тезис, логически выстроить целостный ответ с опорой на анализ текста), а экзамен по русскому языку обнаружил проблемы именно в практическом владении языком (наиболее низкие результаты, как то показывает статистика, обнаруживаются по критериям С1 – С4, т. е. именно требования, связанные с пониманием текста, его описанием и умением выразить собственную мысль как ответ на понятую, выполняются на низком уровне).

Филологическое образование в школе развивается под влиянием противоречивых тенденций. С одной стороны, информационная стадия развития общества выдвигает на первый план языковую подготовку учащихся, с другой стороны, прагматически настроенное общественное мнение гораздо большую важность придает экономическому образованию, развитию умений, связанных с менеджментом, техническим, сервисным обслуживанием. С одной стороны, ФГОС определяют как необходимость формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма и постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, с другой стороны, эта задача становится практически невыполнимой в нечитающем (или читающем только для того, чтобы скоротать время) обществе. В конце концов, в среде самих филологов нет единодушия: одни поддерживают идею пренебрежения литературной нормой языка на том основании, что главное не то, чтоб было правильно, а чтоб было понятно, другие являются последовательными защитниками существующей нормы, не допускающими ее изменений; одни убеждены в необходимости формирования правописных умений учащихся, другие считают достаточным доверить правописание компьютеру; одни убеждены в существовании авторской цели высказывания, необходимости добиться понимания этой цели, и считают, в связи с этим, что надо учить анализу, умению замечать и интерпретировать средства изображения, другие же убеждены, что прав всегда адресат, то есть читатель, и поэтому надо учить рассказывать о собственной читательской интерпретации, хотя очевидно, что тут уже приходится столкнуться не столько с писательским замыслом и учительским умыслом, сколько с читательским домыслом.

Очевидно, что должна быть некая общая непреложная основа для школьного филологического образования, которая и обеспечит единство подходов в определении цели, оставив при этом возможность для множества путей в достижении этой цели. Такой основой являются государственные образовательные стандарты. В документах ФГОС (Концепции федеральных государственных образовательных стандартов, в документе под названием «Фундаментальное ядро содержания общего образования», в примерных программах основного общего образования) определены цели преподавания русского языка и литературы. Главной идеей новых образовательных стандартов является осуществление образовательного процесса в рамках деятельностной парадигмы, что выдвигает на первый план внимание к организации учебной деятельности учащихся, дающей возможность приобретать опыт решения новых, еще неизвестных ученику задач в той или иной предметной области.

Преподавание литературы переживает серьезный кризис, это бесспорно; споры возникают по поводу причины этого кризиса. Основное мнение сводится к тому, причиной является упорный отказ школьников читать, читать вообще, а в первую очередь, – программную литературу. Возникают дискуссии о том, как преподавать литературу в сложившихся обстоятельствах. Педагоги, стремящиеся быть «гуманными», идти в ногу со временем (типа, они считаются с правами учеников), уступают позиции сложившейся ситуации, идут на компромисс: пересказывают содержание, водят в театры, показывают фильмы, т. е. уже преподают не литературу, и нечто иное, что-то по мотивам литературы. Другие упорно стоят на позиции обязательного чтения программных произведений (изучение литературного произведения на основе его обязательного прочтения – фундамент государственной программы по литературе), более или менее успешно добиваются выполнения этого требования – через систему зачетов, тестов на знание текстов и пр. – однако на это уходит так много времени, что добиться всего остального – анализа, обсуждения, интерпретаций, чтения наизусть, сочинений – удается немногим и не от всех. Достигаются ли при этом цели литературного образования?

Цели литературного образования прописаны в программе, они учителю известны, и если говорить об изменениях в целях в перспективе ФГОС, по сути своей они остаются прежними: во главе угла остается внимание к духовному развитию личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

 


- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности