Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

Изучение рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в 10 классе

(продолжение)

Т.Я. Еремина,
учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург



При возможности расскажем ученикам, как прокомментировал рассказ самый квалифицированный читатель – Варлам Тихонович Шаламов. Известны его письма автору. Особенного внимания заслуживают замечания о «легкости» изображенного лагеря и оценка лагерного труда.

Для автора был важен сам факт духовного раскрепощения человека в труде, возможность расцвета души, который и тело лечит. Поэтому на уроке важно прочитать вслух фрагмент, описывающий работу каменщиков. Здесь автор подчеркивает и проявление силы духа, и талантливость русского мастера. Н.А.Некрасов надеялся: «Еще народу русскому пределы не поставлены, пред ним широкий путь». И А.И. Солженицыну хотелось верить, что, вопреки всем растлевающим воздействиям нового времени, на лучшее в русских людях надеяться можно и нужно.

Но Шаламов, прошедший путем страшных открытий, побывавший в аду, созданном людьми, знал еще больше о человеческих страданиях, не имел никаких иллюзий и возражал против любого насилия над человеком. Не этим ли объясняется его неожиданное для читателя толкование образа Фетюкова (см. в приложении)? Однако и категорическое суждение о Буйновском («будущий Фетюков») нуждается в обсуждении. Думается, что этот герой скорее погибнет, но не сломится. Вспомним этот разговор, когда будем изучать «Колымские рассказы» Варлама Шаламова.

Ниже – выдержки из писем В. Шаламова А. Солженицыну. Есть смысл и теперь обсудить мнение Шаламова о рассказе Солженицына – хотя бы на классном часе. Или посвятить урок русского языка построению рассуждения на спорную тему о роли труда и влиянии его на человека в обычной жизни – и в каторжном лагере. Ибо несомненна не только художественная ценность, но и воспитательное значение произведений А.И. Солженицына. Прежде всего – для развития гражданского сознания, демократических и гуманистических убеждений наших учеников.

Из писем В.Т. Шаламова А.И. Солженицыну по поводу "Одного дня Ивана Денисовича"12

"...Нет ничего циничнее надписи" на фронтонах лагерных ворот: "Труд есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства".

"Ни Шухов, ни бригадир не захотели понять высшей лагерной мудрости: никогда не приказывай ничего своему товарищу, особенно – работать. Может, он болен, голоден, во много раз слабее тебя. Вот это умение поверить товарищу и есть самая высшая доблесть арестанта. В ссоре кавторанга с Фетюковым мои симпатии всецело на стороне Фетюкова. Кавторанг – это будущий шакал...

Здесь кавторанг может быть истолкован как будущий Фетюков. Первые побои – и нет кавторанга. Кавторангу две дороги: или в могилу, или лизать миски, как Фетюков – бывший кавторанг, сидящий уже восемь лет".

"...Одного нельзя – приказывать товарищу работать. Вот потому-то я не стал бригадиром. Лучше, думаю, умру. Я мисок не лизал, но не считаю, что это занятие позорное, это можно делать. А то, что делает кавторанг, – нельзя".

"В повести все достоверно". Но "это лагерь "легкий", не совсем настоящий..." (Нет вшей, охрана не отвечает за план, есть живой кот, не таскают к следователю, не бьют, есть матрасы...) "Где этот чудный лагерь? Хоть бы годок там посидеть в свое время". "Блатарей в вашем лагере нет!".

"Шухов остался человеком не благодаря лагерю, а вопреки ему".

Почему же И. Бродский считал, что Солженицына можно назвать Гомером советской эпохи? Гомер создал поэмы-эпопеи о судьбе своего народа – греков. Такой эпопеей – повествованием о судьбе русского народа – стали рассказы Солженицына, а потом книга «Архипелаг ГУЛАГ». Интересно, что и там автор будет вспоминать об Иване Денисовиче – как о свидетеле и своем советчике, чье мнение для него авторитетно и дорого. «Архипелаг ГУЛАГ» – это достойнейшее, хотя и трудное чтение. Уважающий себя человек прочитает эту книгу. В 11 классе мы обратимся к некоторым ее фрагментам на уроках литературы.

 

Литература к теме (рекомендации учителю)

1. Шнеерсон Мария. «Александр Солженицын». – Франкфурт-на-Майне: Посев, 1984.
2. Геллер Михаил. Александр Солженицын: К семидесятилетию со дня рождения. – London, 1989.
3. Нива Жорж. Солженицын. – М., «Художественная литература», 1992.
4. Латынина Алла. Крушение идеократии. От «Одного дня Ивана Денисовича» к «Архипелагу ГУЛАГ» / «Литературное обозрение», 1990. – С.3-8.
5. Русские писатели: ХХ век: Библиографический словарь: В двух частях. – Часть 2: М-Я. – Под ред. Н. Н. Скатова. – М., 1998. – С.379-385.

 

 


12 См.: Шаламовский сборник. – Вып. 1: Вологда, 1994. Точные цитаты – в кавычках.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности