Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

Изучение рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в 10 классе

(продолжение)

Т.Я. Еремина,
учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург



В чем же особенности героя Солженицына? Они открываются более всего в его поведении, мыслях и в сопоставлении с другими героями (это может быть темой отдельного исследования). Оказывается, что перед нами – очень сильный, смышлёный, довольно-таки смелый человек. Он умеет использовать полученный опыт, он прекрасный работник, крестьянское здоровье и терпенье помогают ему выживать, хотя и с трудом, в условиях каторжного лагеря. То есть он умело приспосабливается, а потому выживает. Иногда Иван Денисович вынужден идти на компромиссы, быть агрессивным, а потому вряд ли он праведник (это может стать предметом обсуждения).

Но удивляет в Шухове другое (отметим, что это – его внутреннее состояние, так сам чувствовал): «он не был шакал даже после восьми лет общих работ – и чем дальше, тем больше утверждался»; «на подлость, на предательство он не пошел бы и под страхом смерти». То есть – приспособленцем и подлецом не стал. А это уже – результат осознанного нравственного выбора, постоянного процесса работы совести и самовоспитания «простого человека». Можно думать – вслед за автором, что в тяжелые годы так выживал народ и сохранял живую душу.

Урок 3. О некоторых особенностях художественного мира А.И. Солженицына
Урок развития речи. Подготовка к письменной работе

Предложим неразвернутый план урока с некоторыми комментариями. Представляется очень важным дать ученикам выразить свое понимание рассказа после изучения. Из-за всегдашней нехватки времени художественные особенности его рассмотрены в малой степени, а ведь они – основа понимания авторского замысла. Если возможность представится, процесс обобщения впечатлений и знаний можно соединить с освоением «дополнительной» информации. (Лучше бы, конечно, дети сами вышли к ней, открыли для себя…) Тогда и письменные работы могут стать глубже, серьезнее осмысляя авторское понимание проблем.

I. (Повторение и обобщение.) Какой герой создан Солженицыным? (Фронтальная беседа.)

  • «Уж сам он не знал, хотел он воли или нет…» Хотел ли воли Иван Денисович? Из чего это следует? (Мог даже похвалить свой лагерь, но за то, что здесь воли – «от пуза». Ср. еще: «Теперь-то он, как птица вольная», выпорхнул из-под тамбурной крыши…»)

  • Как доказать, что Шухов – личность? Что означают слова А.С.Пушкина о «самостоянье человека – залог величия его», которые можно записать как вывод к таблице «Что спасает Шухова?»?

  • Почему можно утверждать, что Солженицын размышлял не об одном человеке, а о целом русском народе, стране, о национальном характере?

II. Некоторые особенности художественного мира Солженицына – по рассказу «Один день Ивана Денисовича»11. (Задание – конспективная запись. На уроке русского языка можно продиктовать как тезисы и попросить развить устно – индивидуально или в группах.)

  • Автор всегда строгий судья, а произведения его подобны судебному разбирательству, но он редко произносит однозначные решения. «В его книгах чаще слышатся «pro» и «contra».

  • Весь рассказ – внутренний монолог героя (сказовое повествование). Разговорность речи. (На самом деле – несколько типов: внутренняя речь, устная диалогическая или монологическая, несобственно-прямая. И редко прорезывается собственно речь автора.)

  • Иногда в рассказе проявляется открытый голос автора. Яркая публицистичность – важная черта его стиля (заметил еще А.Т. Твардовский).

  • Положение автора по отношению к герою особенное:
    а) изредка встречаются элементы прямой оценки;
    б) сравнение с другими героями в основном оставлено читателю;
    в) фрагменты пейзажных зарисовок помогают характеризовать героя;
    г) понять авторскую оценку героя можно, сравнивая, как он относится к другим героям.

  • Одна из важнейших тем: души мертвые и души живые. (О ком это – проговорим устно.)

  • Необычайное уплотнение событий во времени ведет к художественному обобщению. Один день – модель многих лет и десятилетий: ср. – финальные строки рассказа.

  • Микромир (образ человека: его внутренний мир и его жизнь) шаг за шагом раздвигается в макромир (вся страна). Пространственные и временные параллели: лагерь – село, лагерь – война, в лагере – в колхозе, в семье…

III. Письменная работа. Учитель, конечно, может давать немного тем, но лучше, если выбор есть. Кратко обсудим возможное содержание работ.

Сначала объясним, что, почему и зачем требует исследования. Потом предложим выбрать фрагменты рассказа точно по теме. И обратим внимание на речь и возможную интонацию пишущих в зависимости от темы.

Темы письменных работ (записываются под диктовку всеми или – заранее – на доске):

1) Иван Шухов и Платон Каратаев.
2) Как сохранить душу живу? (По рассказу ««Один день Ивана Денисовича»).
3) Открытия А.Солженицына (по рассказу ««Один день Ивана Денисовича»).
4) Речь автора и речь героя в рассказе А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
5) Мои размышления после чтения рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
6) Как понять слова автора о герое: «…И чем дальше, тем больше утверждался»?

Писать лучше на уроке и не менее 25 минут. Главная опора – на текст рассказа и записи в тетради и на доске. Понятно, что такие темы годятся и для домашних сочинений, но лучше сделать работу обучающей, учитывающей живое восприятие, а не отчетной. Возможное предложение использовать материал учебника – это задание для более длительной работы.

В ряду других для итогового сочинения за 10 класс предлагалась тема «Человека можно и так повернуть, и так»? (По рассказу А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»».) При возможности расскажем ученикам, как прокомментировал рассказ самый квалифицированный читатель – Варлам Тихонович Шаламов. Известны его письма автору. Особенного внимания заслуживают замечания о «легкости» изображенного лагеря и оценка лагерного труда.


11 По кн. М. Шнеерсон «Александр Солженицын». – Франкфурт-на-Майне: Посев, 1984.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности