Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

Изучение рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в 10 классе

(продолжение)

Т.Я. Еремина,
учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург



Сравнивая двух героев-крестьян разных писателей, обнаруживаем коренное отличие солженицынского героя. Он, по характеристике автора, «не промах», то есть и ловок, и смышлён, и смел. Но это не все. Главное, что Иван Денисович – мыслящий человек, осознающий свое место в большом и малом мире, имеющий чувство собственного достоинства, оценивающий все вокруг с требовательной нравственной точки зрения.

Давно уже критики заговорили о праведности героев Солженицына. У читателей, видимо, в связи с темой мученичества в лагере, возникает вопрос о праведности героя этого рассказа. Знаем ли мы значение этого слова?

Запишем в тетрадь: Праведник – это… (ваше мнение). Через 3 минуты прочитаем вслух все мнения, сколько успеем.

А теперь - под диктовку: Праведность - это способность жить, "не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага". "Героя создает случай, праведника - ежедневная доблесть".
(По Н.С.Лескову.)

Можно ли Ивана Денисовича назвать праведником? И можно ли считать его самым обыкновенным, незначительным человеком («нулем», по Домбровскому)? А «маленьким человеком»? (А если с толстовской точки зрения?) Очевидно, что всего успеть нельзя по условиям времени. Важно выйти к промежуточному вопросу - что спасает Шухова?

Но можно спасти жизнь, но потерять живую душу и стать подлым человеком, утратить личностные свойства... Особенно важный вопрос – о границах нравственного компромисса10.

Обсудим в группах: кого и за что уважает Иван Денисович? Не тех, кто хорошо приспосабливается, а тех, кто сохраняет в себе живую душу. Он сердцем приветствует Алешку, хотя тот и «недобытчик», и Семена Клевшина, который не бросит товарища, и Буйновского, который ведет себя не по законам выживания и «залупается», но труженик настоящий, и Шухов рад, что лишнюю кашу отдадут именно ему. И пусть вспомнится беззубый старик, который в столовой, как и главный герой рассказа, «не допускал себя» есть в шапке. О бригадире Андрее Прокофьиче Тюрине, его образе, судьбе нужно было бы говорить отдельно…

Чтобы обсуждение состоялось, перед началом работы в группах запишем дополнительные вопросы в тетрадь (или можно открыть на доске):
- Что такое компромисс?
- Кого и за что уважает Шухов?
- Приспособляемость или приспособленчество изображает автор? Из чего это следует?

Далее, выслушав группы, соберем все полученные наблюдения – можно опять в таблице. В процессе выступлений групп в сокращении сделаем записи на доске.

Что спасает Ивана Денисовича Шухова?

Что помогает выжить?

Что помогает остаться человеком?

1

Следует законам первого бригадира: тарелки не лижет, не «стучит» и на санчасть не надеется. (Не надеется на других.)

1

Следование «законам» зоны – это надежда на себя. Требователен прежде всего к себе. Не хочет выжить за счет других.

2

Не сопротивляется там, где это точно чревато гибелью: в контрразведке подписал самооговор (компромисс).

2

Не разрешает себе «береженье… – на чужой крови». (Где же граница нравственного компромисса? – вопрос!)

3

Изобретает способы добыть еду и заработать, например, услужая другим… «Вкалывай на совесть – одно спасенье».

3

Уважая себя, следует народной традиции: «не мог себя допустить есть в шапке». И при жажде курить «он бы себя не уронил… и в рот бы не смотрел».

4

Двигается и все делает очень быстро («спешил», «вбежал… стремглав», «успел… и еще успел»), а потому успевает многое.

4

Постоянно работает разум, соображение: смекнул, догадался, доник, наметил, решил, видит, запоминает, доспел…

5

Запаслив и расчетлив, опаслив: «только и высматривай, чтоб на горло тебе не кинулись».

5

Постоянно оценивает и себя, и окружающих: «это верно у них»… Уважает достойных людей. Ценит волю.

6

Может быть хитёр и даже агрессивен: прогнал «доходяг» в столовой, «зажилил» кашу. (Отметим: опасно, не по совести!)

6

Помогает достойным людям, жалеет слабых (даже в конце Фетюкова пожалел!), беспокоится за бригадира. Заботится о жене.

7

Умело организует любой возможный отдых, ценит минуты покоя («малоподвижность»). Даже жует умело, долго.

7

Умеет радоваться труду: «Но так уж устроен Шухов по-дурацкому…» (См. сцену работы: глаголы.)

8

Умело разговаривает с начальством, приспосабливается к тому, с кем общается (см. – с надзирателем Татарином).

8

Находит время и радость воспринять жизнь природы («солнышко»).

9

Не растравляет себе душу, не думает непрерывно о горькой доле («праздные воспоминания»).

9

Умеет радоваться хорошему в людях, найти радость в общении с ними (об Алешке или о Гопчике: «зайчишкой бежит»).

 


10 Если спросить даже у старшеклассников, в чём разница между значениями слов «приспособление» и приспособленчество», далеко не все сегодня ответят!..

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности