Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

"Все во мне и я во всем"
Урок по рассказу Дмитрия Бакина "Сын дерева"

(продолжение)

      Здесь уместен разговор о композиции рассказа, потому что она своеобразно помогает дать ответ на проблемный вопрос. Просим учащихся отыскать кульминацию и убеждаемся, что вся первая часть текста - экспозиция, очень объемная, где разворачивается "тяжелая пружина сюжета". Экспозиция помогает читателю глубже проникнуть в мир семьи, а кульминационным является эпизод "У реки". Сюда, к реке, стягиваются все нити повествования. Здесь, где "деревья охраняют" движение, а река "бурлит жизнью", "в полдень на пологом берегу" мать, отец, оба брата, невестки и сам сын дерева, кресло с которым "поставили лицом к реке", будто соединились на миг, стали семьей, единством: пекли картошку, ели домашние помидоры, вели неспешные разговоры, купались. Страх смерти зачастую служит источником бурного всплеска жизненных сил, и возможная гибель едва не утонувшей (не утопившейся?) Александры стала толчком, породившим движение в неподвижном теле сына дерева. И вот он, двадцать шесть лет проживший на земле, прикованный к ивовому креслу, получает возможность от этой земли оторваться, вырывать себя с корнем: "Я уже знал, что произошло и с кем, как будто я с этим родился. И глубоко внутри ощутил мгновенную жгучую вспышку, ожог наглухо запертого зародыша движения, как если бы в дереве заговорил человек, <…> я понял, что смог бы победить, разрушить свой паралич".
      Но герой отказывается от уже совершившегося чуда. Во имя чего?

      Лежащий на поверхности ответ ("случись это, и уже ничто не удержит семью от распада") действительно оказывается поверхностным. Здесь орнамент бакинского текста соединяет несоединимое. Герой, начав с попытки "вплести собственную неподвижность в изменяющийся узор движений", заканчивает желанием и твердым намерением "приобщать к неподвижности" близких. Комментируя вместе с учащимися с точки зрения соотношения динамики и статики эпизод "У реки", вспомним, что в тексте рассказа главная бакинская антиномия подвижное - неподвижное лишь конкретизируется символически обозначенными ее проявлениями (явное - тайное, внешнее - внутреннее, именованность - безымянность и др.). Именно здесь, в пейзажных картинах эпизода, она представлена наиболее наглядно, метафорически обозначенная двумя членами эквиполентной оппозиции река-дерево.
      Просим учащихся выписать словосочетания и предложения, в которых встречаются эти образы, и попытаться объяснить смысл их сближения в тексте. Символический смысл антиномии река-дерево может быть углублен подбором устойчивых выражений со словом река и синонимичных им словосочетаний (по аналогии с заданием первой группы учащихся):
      река жизни
      река забвения
      река времен
     Лета
     кануть в Лету
     Стикс

      Но при явной внешней оппозиционности в рассказе Бакина реки и дерева вспомним, что в образах отца и матери этого противоречия нет. Напомним школьникам, что в библейской традиции омовение водой - символ очищения от греха (см. например, Иез. 36:25). Вспомним и евангельское: "Вода крещения здравы творить" ("Вода крещения здоровье творит"). А ведь здоровье и дерево - слова этимологически родственные, принадлежащие в праславянском языке к одному корню (См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.2. М.,1986. С. 90). Здоровый - "сделанный из хорошего дерева". Значит, пропасть между подвижным и неподвижным - мнимая, не непреодолимая. Но понимает это только сын дерева. И разрешение "конфликта" реки и дерева в рассказе писателя оказывается неожиданным, не поддающимся бытовой логике, не умещающимся в рамки обыденного сознания.

      Последний диалог в тексте очень значим: персонифицированный символ подвижного - Александра и персонифицированный символ неподвижного - сын дерева произносят слова, являющиеся квинтэссенцией рассказа: "Александра,… вглядываясь мне в глаза, спросила - ты смог… сам?; я сказал - нет; она, вглядываясь, настаивала - ты хотел за всеми к реке… да?; я сказал - хотел, но я не могу". " Ты хотел со всеми к реке?" - "Хотел, но я не могу". И вопрос, и ответ приобретают здесь метафорическое значение. "К реке" - движению, но "не могу" - не по физическим возможностям, а потому, что сделал свой выбор.
      Почему же герой отказывается от движения-реки и навек выбирает неподвижность-дерево?


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности