Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

РАССКАЗ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР» В 11 КЛАССЕ

(окончание)

Татьяна Еремина
учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург

 

При своем суеверии и безмерном терпении так могла бы объяснить и Матрёна Васильевна: «Пропали! думать надобно, \ Сглонула рыба их…». А теперь откроем поэму Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

О русских крестьянках – и о Дарье

О Матрёне Васильевне Григорьевой

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, –
…Их разве слепой не заметит.
А зрячий о них говорит:
Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит!»

«…обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. …мне дороже была улыбка эта её кругловатого лица…»

(Поработав) «…возвращалась Матрёна уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой».

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладу с совестью своей».

В игре её конный не словит,
В беде – не сробеет – спасёт:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.

…Конь был военный у нас Волчок, здоровый… А он стиховой какой-то попался. Раз с испугу сани понес в озеро, мужики отскакивали, а я, правда, за узду схватила, остановила…».

После сопоставлений Матрёны Солженицына и, может быть, забытой детьми некрасовской героини вспомним о быте, – о том, как топили избы колхозники в лесном краю, как приходилось воровать торф, потому что «стояли вокруг леса, а топки взять было негде», – уже в 50-е годы ХХ века. И сравним их жизнь с картиной начала века в степном краю – как и нравы в деревне Дурновка из повести И.А. Бунина:

«Вне вражды, вне распрей находилась только Однодворка. …

Днем она работала не покладая рук, по ночам штопала, шила, воровала щиты на чугунке. …Она бежала… на своих легких босых ногах, взгромоздив на себя два саженных щита – из тех, что ставят зимой вдоль чугунки от заносов. [Кузьме]…с тихим смехом зашептала:

- …Бежишь так-то ночью, дрожишь вся, а что же делать-то? Вся деревня топится ими, только тем и спасаемся…»

(И.А. Бунин «Деревня»).

Сравним образ жизни, надобности крестьян – и возмутимся. Впрочем, дети только недоумевают, не очень верят, им непонятно, как это возможно и в середине ХХ века, – «ибо абсурдно!».

Делая выводы в конце урока, скажем и о национальном характере, в котором столько возможностей, «сплетений», как писал Бунин. Добавим – столько искажений, связанных с общественными условиями. И подумаем о горькой судьбе советской колхозницы, чьи отношения с государством, местной властью и даже с деревенскими жителями в значительной мере объясняются страшной несправедливостью этой власти, её бесчеловечностью. И все же писатель надеялся на силу слова, художественного изображения, что свойственно было русским классикам, а может, и русскому сознанию вообще: «Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты и нравственного уродства современной советской деревни, показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу Матрёну и задавшись вопросом: что перетянет на весах истории? Ведь, как говорит русская пословица, одно слово правды весь мир перетянет» 6.

Выстраивая урок, можно предложить ученикам самостоятельно записать, какие выводы из анализа рассказа можно сделать. Записанные за 5 минут, они затем будут все прочитаны в классе. Может оказаться, что учителю добавить нечего. Важно лишь, чтобы все продолжали вести записи звучащих высказываний (это постоянное условие работы на уроках литературы).

С точки зрения литературоведческого анализа, важно было бы обратить внимание еще на многое. Важны публицистическое начало и психологические наблюдения Игнатича на поминках, картина разрушения избы из-за «горницы» и страшная сцена гибели людей во мраке на железной дороге. Можно исследовать интонации рассказчика (удивленные, возмущенные, торжественные или иронические и даже саркастические…) и символику в рассказе – от, кажется, осуществленного проклятия молодого Фаддея до мышиной возни в день смерти героини. Суеверия это или тайные знаки судьбы? И страх поезда, и страх молнии, исчезновение котелка со святой водой – говорящие подробности. Но, может быть, они «заговорили» именно в связи с гибелью героини? Из таких страхов (смерти близких, в том числе детей, голода), исчезновений (сначала жениха, потом мужа) состояла вся её жизнь… И если была трагическая печать рока в судьбе праведницы Матрёны, то не миновала она и всю Россию в середине ХХ века, как и в прежние века – «Не мудрено, что ты вянешь до времени, всевыносящего русского племени многострадальная мать!» («Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…»).

Думается, что школьный анализ вряд ли должен объять всё. Но что обязательно – это возврат к вопросам, поставленным в начале уроков. Кто виноват? Как объяснить трагизм жизни и гибели главной героини рассказа? Вероятно, теперь старшеклассники не дадут однозначных ответов. Разговор состоялся нелегкий, без сантиментов. Но вряд ли напрасный.

…Если бы не стояла дата под стихотворением Наума Коржавина «Вариации из Некрасова», то могло бы показаться, что это отзыв на появившийся в 1963 году в журнале «Новый мир» рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»:

Столетье промчалось.
И снова,
Как в тот незапамятный год -
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт
.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд...
Но кони все скачут и скачут.
А избы – горят и горят.

1960


1 Ю. Айхенвальд. Некрасов. //Силуэты русских писателей. М., 1998, с. 146.

2 См. значение имени Матрёна - от Матрона: (лат. matrona, от mater — мать), 1) в Древнем Риме свободнорождённая, состоящая в законном браке женщина. В широком смысле М. — мать семейства, почтенная женщина. 2) Во множественном числе М. (matronae, matres) — женские божества в Древнем Риме и провинциях (особенно в Галлии, Германии и Британии), считавшиеся покровителями данной местности или родоплеменной общины. [Большая советская энциклопедия].

3 См.: В.Ф. Горн. "Василий Шукшин. Штрихи к портрету". М., 1993. Заметим, что позднеё связь рассказа Солженицына с прозой писателей «деревенщиков» может быть отдельной темой разговора на уроках. Сравним еще размышления критика и то, о чем первым заговорил во второй половине ХХ века А.И. Солженицын: «Для Василия Шукшина деревня не столько географическое понятие, ... сколько социальное, национальное и нравственное….».

4 См. у Л. Сараскиной об этом в статье 2008 года: http://www.vakhtangov.ru/press/articles/11868/

5 Н. Лейдерман, М.Липовецкий. "Между хаосом и космосом"// "Новый мир". – 1991. – № 7 – С. 242, 243.

6 Ю.Мальцев. И.А.Бунин. – Франкфурт-на-Майне – Москва: Посев, 1994. – С. 157.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности