Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

РАССКАЗ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР» В 11 КЛАССЕ

(продолжение)

Татьяна Еремина
учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург

 

II вариант работы

При серьезной подготовке и опыте работы можно провести урок типа семинара. Тема – «Рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»».

Осложняющим обстоятельством для учащихся будет то, что рассказ практически не анализируется в современных учебниках. Но это же обстоятельство может стать неплохой причиной для их самостоятельной исследовательской работы. Тогда основным материалом для изучения будет сам текст произведения, дополнительными источниками – материалы записей в тетради об особенностях художественного мира А.И. Солженицына. Дополнительный материал для обдумывания найдем в произведениях Некрасова и Бунина. Неплохо для размышлений о понятии праведничества было бы предложить поработать с текстами статьи Солженицына «Жить не по лжи» и его Нобелевской лекции.

Вопросы к семинарскому занятию

  1. О чем, при каких условиях писался рассказ? Когда и где опубликован? Какова была реакция критики? (См. журналы 1963 года.)

  2. Кого можно считать прототипами героев рассказа? Какие обстоятельства жизни автора отразились в рассказе? Как соотносятся реальное и вымышленное в художественном пространстве рассказа? (Мильцево – и Тальново; см. географическую карту – сердце России.)

  3. Откуда мы узнаем о судьбе и характере героя-повествователя «Игнатича»? Что привлекает его в деревенском краю и в Матрёне, что отталкивает в окружающих людях? Из чего следует, что он хороший психолог?

  4. В чем особенности речи автора в рассказе? Как проявляется его возмущение происходящим? А что его радует? Где и почему слышится в рассказе авторская ирония?

  5. Какие особенности общественных отношений, жизни советской деревни, отношений человека и государства осмысляет А.И. Солженицын? Чем объясняет их?

  6. Как складывалась судьба Матрёны Васильевны Григорьевой? Почему автор не рассказывает о ней последовательно? Какое отношение вызывает у рассказчика и читателей её судьба?

  7. Образы каких героинь русской литературы вспоминаются при мысли о Матрёне? Какие особенности жизни и свойства натуры связывают их? Приведите прозаические и поэтические строки, характеризующие и связывающие этих героинь. (Матрёна Тимофеевна Корчагина, Дарья, Однодворка). Какой смысл в сопоставлении?

  8. Какие свойства натуры и поведения Матрёны замечает и осмысляет рассказчик? Как они проявляются? За что осуждают Матрёну в деревне?

  9. Что в нравах соседей, родственников Матрёны удивляет и отталкивает автора? Как проявляется его порицание? Какие свойства деревенских жителей открывает Игнатич после смерти Матрёны? (Обратите внимание на сцену поминок.)

  10. Почему Солженицын называет Матрёну праведником? Что означает это слово и какие основания у автора применять к героине русскую пословицу? Как характеризуется крестьянский мир сопоставлением с образом Матрёны?

  11. *О чем задумываются автор – и современные читатели рассказа «Матрёнин двор»?

Вопросы к семинарскому занятию раздаются за неделю или раньше. В зависимости от уровня подготовки класса, можно предложить всем готовиться по данным вопросам или распределить их из расчета 1-3 человек на вопрос. Вероятно, можно предложить время для получения консультаций у педагога, а можно подготовить экспертов-консультантов, если найдется несколько наиболее подготовленных учащихся.

В процессе проведения подготовленного занятия условиями работы будут не только выступления и слушание, но и формулирование дополнительных вопросов, готовность дополнить выступающих и запись тезисов всех выступлений.

После выступлений учащихся, и в том числе, возможно, «экспертов», слово возьмет учитель. Последний из предложенных вопросов лучше обсудить вместе с детьми, перечитывая последнюю страницу рассказа.

О чем же задумался Игнатич после «неодобрительных отзывов» золовки о своей погибшей невестке? В его размышлениях и воображении появляются картины жизни крестьян. И подчеркивается более всего корыстность, приземленность, ограниченность – в противовес одухотворенной отрешенности Матрёны от личных интересов. При всей невозможности обойти заботы о хлебе насущном, она не шла дальше этой заботы, как будто не хотела ничего более этого «хлеба»: ни сала, ни нарядов, ни «обзавода», то есть посуды, мебели, ни даже украшений. Зато – вспомним: в тяжелую, голодную годину военную, когда каждый рот – тягость, взяла, выпросила себе приемную дочь и выкормила, вынянчила. И воспитала, видимо, хорошим человеком, потому что только Кира из всего окружения Матрёны выглядит хоть и несчастным, но достойным человеком.

Сама Матрёна кажется Игнатичу великомученицей. Но вот какое размышление может озадачить. Все окружающие пользуются добротой, безотказностью Матрёны. Не поощряет ли её самоотверженность чужую корысть и бессовестность? Не будем говорить об отношениях с властью – здесь крестьянка бесправна. Но отношения с односельчанами зависят и от неё.

Подростки могут подвергнуть сомнению даже человеческое достоинство Матрёны, если не заставлять их только умиляться и вздыхать о тяжелой судьбе одинокой женщины (такие уроки встречаются). Вот Иван Денисович Шухов «не мог себя допустить» до осознанного унижения там, где речь не шла о выживании. А Матрёна?.. Нельзя оставить эти рассуждения без ответа. Впрочем, если мы пройдемся по тексту, останавливаясь для размышлений, то отыщем много неочевидного для современных школьников. Может быть, и святая, но почему неопрятная? Какой же это идеал? И разве грех женщине позаботиться о наряде? А почему она плохо готовит? И чем плох поросенок, если в магазинах пусто?..

Можно вздыхать о бездуховности современной молодежи, но нужно объяснить то, чего ребята представить уже не могут. Сказать о почти каторжном – несвободном и тяжком – труде русского и советского крестьянина (легче понять это сегодняшним деревенским жителям, чья жизнь в бытовом отношении стала лишь ненамного легче). Надо напомнить о том, что женщина работала иногда и больше мужчины; перечитать строки о том, как умирали дети Матрёны; как она болела, а никакой медицинской помощи не получала. Вспомнить еще раз, что замуж вышла не по любви, а по необходимости и, как ей казалось, в память о любимом человеке. Для кого бы она наряжалась? Впрочем, к нарядам жены, помнится, и у Л.Н. Толстого было особое отношение: вспомним замужнюю Наташу в эпилоге «Войны и мира»…

Скажем и о том, что женщина по-своему проявляет чувство собственного достоинства. Для неё это чувство способно возвысить душу не в гордости, а в активной любви к людям. Вспомним, как радостно Матрёне за других, если у них – удача. Впрочем, к Матрёне Васильевне можно отнести и слова некрасовской крестьянки: «Я потупленную голову, / Сердце гневное ношу!..» Вовсе не всегда она была бессловесной терпеливицей. Когда за ссору с золовкой муж ей «ложку… об лоб расшибил», Матрёна в лес ушла, вскочив из-за стола, и слова её были вовсе не благостны: «Захлебнуться бы вам, подавиться, трутни!». И, старая женщина, не спокойно все терпела, а сердилась «на кого-то невидимого», и была для неё власть, обижающая крестьян, – «враги». Между прочим, это все – вовсе не признаки всепрощения… Подыскивая слова-характеристики для героини, дети иногда говорят – юродивая, но лучше сказать – живая героиня, со сложным характером и судьбой.

Но в сознании рассказчика Игнатича (и, конечно, автора), героиня рассказа осталась именно святой: «просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой». Отношение его к Матрёне ясно проявляется в интонации размышлений и в комментариях к осуждающему отзыву золовки. Здесь уместно вспомнить мысль писателя о «прирожденных ангелах» – праведниках. О праведности героини писали и пишут литературоведы. Приведем один из достойных выводов: «Матрёна Васильевна претерпевает муки и совершает праведные дела в пределах бытовых координат колхозной деревни. (...) В этом-то и открывается святость Матрёны Васильевны – в неприятии одичания и злобы окружающего мира, в сохранении простой человеческой душевности.

Неканоническая святая. Житие праведницы и великомученицы эпохи "сплошной коллективизации" и трагического социального эксперимента над целой страной. В том, что этот вечный тип праведника не перевелся на Руси, вся надежда автора на духовное выживание народа» 5.

Еще раз заглянем в финал рассказа. О поросенке автор пишет: «жить для него». О вещах – «беречь их больше своей жизни». О нарядах – как одежде, «приукрашивающей уродов и злодеев». Тон авторский становится горьким, речь звучит проникновенно по отношению к героине. И к концу рассказа – возвышенно.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности