Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

РАССКАЗ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР» В 11 КЛАССЕ

(продолжение)

Татьяна Еремина
учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург

 

«Матрёнин двор» минимально включает пейзаж, а вот интерьеру автор уделяет больше внимания. Правда, он появляется не сам по себе, а в оживленном сплетении с «жителями» и со звуками – от шорохов мышей и тараканов до состояния фикусов и колченогой кошки. Каждая деталь здесь – из круга внимания Игнатича, а потому характеризует не только крестьянский быт, «Матрёнин двор», но и рассказчика.

Интересно, что Игнатич оказался человеком любознательным и любящим хорошую музыку. Он всё же завел себе «приёмничек», чтоб слушать и новости, и музыку, но это уже не был «бич» (наказание): «…я своей рукой мог его выключить в любую минуту». Зачем же еще ему нужна была тишина? Думается, не только для проверки школьных тетрадок, потому что этот Игнатич (прототип – Солженицын), конечно, и книги уже писал («долгие вечерние занятия») . Голос рассказчика открывает в нем психолога, моралиста, даже поэта – в том, как наблюдает он за Матрёной, её соседями и родственниками, как оценивает их и её. Поэтическое чувство проявляется в эмоциях («мечта о тихом уголке России») и в размышлениях рассказчика, выдавая отношение автора: «Только грехов у неё было меньше, чем у кошки…»; «Зато и вознаградила меня Матрёна…» Особенно очевиден лирический пафос в самом финале рассказа, где даже синтаксический строй меняется, включая абзацы, переводя речь в белый стих:

«Все мы жили рядом с ней / и не поняли, / что есть она тот самый праведник, / без которого, по пословице, / не стоит село. /
Ни город. /
Ни вся земля наша».

Многое об Игнатиче мы уже узнали, размышляя в начале [работы] о гибели Матрёны. Теперь можно спросить: из чего следует, что автор – хороший психолог (этой способностью он и одарил своего героя)? Этот вопрос можно адресовать ученикам.

Но задумаемся, как выстроить урок или уроки по теме. При любом сроке изучения дети уже должны иметь опыт анализа рассказа. Есть смысл и на этот раз предложить подготовку к письменной работе – анализу рассказа А.Солженицына «Матрёнин двор».

I вариант работы

В сильном классе можно предложить на основе самостоятельного чтения подготовиться к классному сочинению. Для этого нужно, учитывая известный детям план-схему анализа рассказа, дополнительно использовать вопросы домашнего задания. Эти вопросы лучше раздать заранее.

Материал для домашнего задания А.И. Солженицын. "Матрёнин двор"

Приготовьтесь анализировать рассказ по имеющемуся у вас плану-схеме. Учтите вопросы домашнего задания (они раздаются в распечатках).

  • Что вас удивляет в сюжете и композиции рассказа (кажется странным, неожиданным, заставляет задуматься)? Свои наблюдения можно записать в виде вопросов.

  • Какое отношение вызывает у вас главная героиня рассказа?

  • О чем бы вы спросили героиню?

  • Чем Матрёна Васильевна привлекательна для рассказчика?

  • Как объясняет он её "странности"? Что и почему он прощает ей?

  • Что можно сказать о характере героя-повествователя по его высказываниям о быте, природе, отношениях людей, по его поведению, речи?

  • Как автор показывает общественные отношения в советской деревне, их воздействие на поведение людей? Каких героев упоминает в связи с этим?

  • Как проявляется отношение к Матрёне её родственников и подруг? Почему почти все её осуждают?

  • Как объясняет автор, почему Матрёна осталась одна?

  • Что в судьбе Матрёны случайно, а что закономерно, почему?

  • Почему в связи с образом героини вспоминается некрасовская Матрёна Тимофеевна Корчагина?

  • Как объяснить первоначальное название рассказа "Не стоит село без праведника"? (Снято по цензурным соображениям.)

Краткое отступление о планах

Предлагаемые вопросы содержат смысловое уточнение по отношению к плану-схеме, которая имеется у учащихся на руках.

Впервые учащиеся знакомятся с планом при изучении рассказов А.П. Чехова. В противоположность многим методистам, автор настоящей разработки считает возможным и даже необходимым предлагать примерный план рассмотрения художественных произведений, чтобы приучить к логичному построению своих рассуждений, акцентировать важные для художественного произведения особенности. Конечно, важно всякий раз предупреждать учеников об условности, необязательности жесткого следования схеме. Каждое произведение требует выявления своих особенностей, основы, логики, в том числе – логики чувств, восприятия…

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА РАССКАЗА

  1. Время (место?) создания рассказа. История его создания (если это важно).

  2. Особенности жанра, как они проявляется (новелла, очерк, детективная история, пародия, притча, эссе, сжатая повесть, исторический анекдот, путевые заметки, дневниковые записи, письмо...)?

  3. Основная тема рассказа. Смысл названия (как раскрывается?).

  4. Как в сюжете (фабуле?) раскрываются основные идеи рассказа?

  5. Как особенности композиции помогают раскрыть замысел автора? В том числе: Каково значение портретных и пейзажных зарисовок (если есть) для понимания смысла рассказа? Каково значение речи героев (монологов, диалогов, внутренней и несобственно-прямой речи) для понимания их характеров, взаимоотношений? Как проявляется позиция автора в рассказе; каково соотношение автора с рассказчиком?

  6. Какие стилистические особенности произведения (эпитеты, метафоры, гиперболы, гротеск, ирония, сравнение, антитеза...) способствуют реализации авторского замысла?

  7. Как тема, идеи данного рассказа соотносятся с другими произведениями того же автора и других писателей и поэтов (продолжают, развивают тему, ставят новую проблему, противостоят чему-либо...)?

Перед выполнением работы в классе надо провести обсуждение с выявлением проблем для анализа данного рассказа. И с хорошо подготовленными одиннадцатиклассниками можно говорить о поисках неясного, странного. О личных впечатлениях стоит говорить как о «точке отсчета» для последующего исследования. Можно задать вопрос: а что удивило бы или стало непонятно сегодняшнему неумелому читателю?

Представляется необходимым в любом случае уточнить значение слова праведник. Вспомним Н.С.Лескова: праведность – это способность жить, "не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага". "Героя создает случай, праведника – ежедневная доблесть" И тут же спросим: в чем же «доблесть» Матрёны? Она, конечно, самоотверженный человек, бессребреница, но нельзя назвать её истово верующей, нельзя – всепрощающей… (о властях, от которых прятала торф, скажет – «враги»). Кого любила, кого и почему прощала? Пусть зададут и вопросы, и ответят ученики. Оказывается, что для рассказчика только постепенно, после её гибели, вырисовывается образ праведницы и великомученицы Матрёны. За это он винит себя. Здесь уместно вспомнить и слова Солженицына о «прирожденных ангелах» – праведниках. Но разве именно это предмет изучения? Представляется, что все гораздо сложнее, и не в укор конкретным людям – «не ангелам» – написан «Матрёнин двор»…

Организовать подготовку к сочинению в сильном классе можно по группам: предложить в группах по 4-7 человека за 5 минут составить список тезисов или список вопросов учителю. Можно – по выбору (Оговорим: если класс приучен работать в группах, они могут быть и по 6-7 человек, что важно, если в классе много учеников).

Имея в виду необходимость оценивания, лучшие «списки» пообещаем оценить. Или можно предложить конкурс лучших вопросов для подготовки к сочинению. Когда пройдет 5 минут, предложим группам прочитать свои вопросы, а слушателям – записать как можно больше дополнений.

По выбору педагога, можно создать еще один этап урока – ответ на 2-3 вопроса из только что прозвучавших и записанных. Конечно, половина учебного часа на это уйдет. Классное сочинение в таком случае займет 1,5 урока. Обучающее сочинение обсудим после его проверки – лучше не через 2 недели, а раньше. Здесь и может прозвучать итоговая речь педагога – обобщение по теме с дополнениями и разъяснениями.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности