Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

РАССКАЗ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР» В 11 КЛАССЕ

Татьяна Еремина
учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург

 

…Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

 

Знакомые для школьников с младших классов строки Н.А. Некрасова «Однажды, в студеную зимнюю пору…» (про «мальчика-с-пальчика», как они говорят) воспринимаются или как игровые, или как иллюстрация к истории жизни русских крепостных крестьян. Не знают или забывают, что именно в стихотворении «Крестьянские дети» Некрасов поставил рядом слова злоба, боль и любовь. Сегодня, в своих размышлениях о патриотическом воспитании, не слишком ли часто мы увлекаемся темой гордости отечеством? Ведь любовь к родине развитого человека – это обязательно и знание её истории и культуры, понимание национальных ценностей, проблем и ответственность – за всё.

Об А.И. Солженицыне можно сказать словами Юлия Айхенвальда из статьи о Некрасове: надобно, чтобы «русский юноша, русский отрок именно у него получали… первые неизгладимые заветы честной мысли и гражданского чувства» 1.

Изучая рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор» в 11 классе, прямо свяжем учебные и воспитательные цели. Не отодвинем эстетические цели – чтоб учащиеся почувствовали красоту родной земли, её языка, чтобы оценили мастерство писателя, чтобы смогли определить низменное и возвышенное в отношениях между людьми… – сделаем их средством для рассмотрения всего произведения. Анализ рассказа – не цель, а средство для реализации целей. Небольшое произведение А.И. Солженицына касается многих тем, и потому появляется дидактическая проблема для учителя: без осмысления чего можно обойтись, что лучше оставить для самостоятельной работы учащегося, а что необходимо вынести на уроки? Ответы возможны разные – по выбору педагога.

Сначала подумаем о пословице, которая изначально должна была стать названием рассказа: «Не стоит село без праведника» (1963). Известно, что, во избежание трений с цензурой, А.Т. Твардовский изменил название (мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХХ века). Однако словосочетание «Матрёнин двор» не только не стало ущербной заменой, но подарило произведению дополнительную многозначность. Все значения, связанные с первым и вторым названием, необходимо проанализировать. Но если смысл первого открывается только к концу обсуждения, то об имени Матрёна, о «дворе», и целом сочетании (существительное + притяжательное прилагательное) придется подумать в начале разговора 2.

Для учителя важен еще вопрос о том, под каким углом зрения можно вообще рассматривать рассказ. Дети часто читают его без всякого вдохновения. Зачем он нужен современному молодому читателю?

Обратимся к началу произведения и перечитаем несколько строк вслух. Приглушенно-лирический тон воспоминания о не названном пока событии вводит мотив трагедии:

«Только машинисты знали и помнили, отчего это все. [Пауза!]
Да я».

Не один случай, а вся жизнь главной героини, о которой размышляет автор, оказывается трагической. Думаю, что вопрос для осмысления рассказа рождается именно в связи с этим: почему? Почему трагична жизнь русской крестьянки Матрёны Васильевны Григорьевой и страшна её смерть? Вопрос представляется эстетически обоснованным, потому что – разве не об этом писал Солженицын? Закономерной, логически верной кажется проблема и детям, потому что особенность психологии восприятия школьников еще и в том, что каждый читатель даже чужую судьбу «примеряет» к себе. Отсюда тайный, подразумеваемый вопрос каждого: можно ли трагической судьбы избежать? Поиски ответов приведут к необходимости исследовать не только сюжет, но и композицию рассказа, и тогда откроется, что ответов много. А книга, как и жизнь, не дает окончательного решения.

Объясняют поведение и судьбу героини в рассказе многие персонажи. Основной – пространный – вопрос можно упростить до классического: кто виноват? Тогда станет видно, что ответы появляются в размышлениях рассказчика Игнатича и, например, в речах соседей, золовок, сестер Матрёны. Даже на поминках.

Вот первый ответ рассказчика: «Сорок лет пролежала его [Фаддея] угроза в углу, как старый тесак, а ударила-таки…» (конец 2 главы). Это объяснение мистическое, напоминающее о трагической вине Матрёны, будто бы виновной в измене, будто не дождавшейся жениха с войны. Можно вспомнить, как объяснялось в древних трагедиях: «так судил рок», «fatum». Можно еще сгустить приметы «голоса судьбы»: и то, как боялась молнии и железной дороги, и как незадолго до гибели героини у неё святая вода исчезла…

Спросим учеников – они найдут в тексте еще «тайные» знаки: и что, «чая недалекую смерть», Матрёна завещала горницу Кире; и что ломать горницу было «конец её жизни всей»; и даже слова «мятель» – «дуель», сугробы и оттепель – как будто сама природа противилась перевозу горницы. Или: «кошка колченогая сбрела со двора… Ещё и это пришибло Матрёну».

Можно обратить внимание на глаголы, говорящие о разладе, гибельном расстройстве жизни: «начать ломать», «отрывать», «выворачивать», «завизжали», «заскрипели», «яро разбирал по ребрышкам», «отсекли». А потом – «работали, как безумные… в ожесточении», и дальше, хоть и сжато, – о «пьянке». Все это есть в тексте, как и «безумие» мышей в избе после гибели хозяйки. И все-таки СУДЬБА – это не окончательный ответ: ведь все подмечено, почувствовано и осмыслено рассказчиком после смерти героини. (Можно ведь, думая о судьбе героини, добавить и роковое число три – столько ждала с войны жениха Матрёна; и соотношение количества детей, рожденных второй Матрёной – и погибших у героини – по шесть…).

Игнатич – человек с живым воображением, острым чувством сострадания. Да и любому человеку свойственно искать приметы рока в бытовых мелочах, особенно если он находится в состоянии душевного потрясения. Но при изучении повести нельзя потерять общественный фон, который является не только местом и временем действия: две войны, революции – и даже то, что рассказчик – «из пыльной, горячей пустыни». Общественные отношения объясняют очень многое…

Разговор о мистических деталях выведет к представлению о символике. Здесь путь к осмыслению человеческой судьбы в её случайностях или закономерностях, в том числе психологических и социальных.

 


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности