Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

Притягательность сказок («А их целый воз») Андрея Зеленина

Е.М Дорсман,
главный методист кафедры методики гуманитарных дисциплин
Пермского областного института усовершенствования учителей

      «Как знать? Может быть, на диких берегах Камы возникнут великие умы, редкие таланты… и пройдут исполинскими шагами все поле наук…», - так говорил, по свидетельству поэта К. Батюшкова, русский посланник при дворе Людовика XV князь Кантемир, беседуя со знаменитым просветителем 18 века Монтескье.

      И действительно, начиная с 18 века, Пермский край становится краем духовной культуры, своеобразной, неповторимой, уникальной, впитавшей все ценное из культур разных народов Прикамья: и коми-пермяков, и удмуртов, и башкир, и татар.

      Времена на Руси бывали всякие, но в том числе и… сказочные. Существовала, например, Сказочная комиссия, состоявшая при Отделении Этнографии Императорского Русского Географического Общества, которое издавало свои Записки. Выходили они многотомными тиражами. Так, в Х томе этих Записок были опубликованы «Великорусския сказки Пермской губернии». В своем предисловии к сборнику Сказочная комиссия разъясняла: «Поставила себе целию систематическое издание всего сказочного материала, поступив него и продолжающего поступать в распоряжение Общества…В настоящий сборник вошли сказки Уральско-Пермского края, записанные в 1908 году Членом Общества Д.К. Зелениным….Появление этого сборника побудит местных любителей живой старины к усиленному собиранию памятников устного народного творчества, что может содействовать Сказочной комиссии в достижении поставленной ей Отделением задачи ПРИВЕСТИ В ИЗВЕСТНОСТЬ все вообще русские сказки, хранящиеся в сокровищнице народной памяти». Это, безусловно, выражало великую надежду на литературное будущее Пермского края.

      Тогда еще молодой, но уже популярный в то время этнограф, фольклорист и диалектолог, ставший впоследствии известным ученым, Дмитрий Константинович Зеленин в предисловии к этому солидному тому сказок добавил, что «Пермская губерния очень богата сказками и сказочниками...». И уже тогда он высказал свое предположение о имевшихся в Пермской губернии какие-то особенных причинах, которые, вполне вероятно, способствуют лучшему бытованию в ней сказочной традиции. Среди этих причин он называл и характер природы, и состав населения, и особую атмосферу, справедливо полагая, что расположенные вблизи дикие пространства, протяженность которых достигает сотни вёрст, дремучие леса, пугающие своей парадоксальной «тишиной», глубокие долины, тянущиеся на многие километры, каменные вершины и скалы, навевающие порой страх и ужас, богатство животного мира «крепили веру во всё таинственное и чудесное».

      Много с тех пор времени прошло. Давно нет уже ни Сказочной комиссии, ни «Пермских губернских ведомостей», на страницах которых публиковал когда-то Д.К. Зеленин записанные им сказки. Намного меньше стало диких пространств, пугающих каменных вершин, когда-то дремучих лесов, да и самих зверей и птиц поубавилось. А вот сказочные традиции продолжают жить даже несмотря на то, что литература родного Прикамья ХХ столетия – это невероятно большой по объему и до сих пор еще мало исследовательский материал с большой ярко выраженной самостоятельностью.

      Наша уральская земля со своей волшебной природой, со своим мудрым, работящим и трудолюбивым народом, с его пылкими сердцами, горячими головами, добрыми глазами всегда славилась еще и своими сказочниками. Знаменитая сказка Петра Ершова о Коньке-Горбунке очаровала когда-то самого Пушкина. «Малахитовая шкатулка» Павла Бажова убедила в своё время и убеждает до сих пор весь читающий мир в том, что уральский фольклор по своей необычности, своеобразности, неповторимости и красоте не уступает величественной уральской природе. А Ивана Васильевича Зырянова просто считают «героем своего времени», полагая, что он совершил свой великий подвиг, спасая «от забвения народное творчество Урала...»

      Вторая половина прошлого века дала нам замечательного человека, автора многих интереснейших сказочных историй для детей Льва Кузьмина. Его имя широко известно далеко за пределами нашего региона.

      И вот, наконец, еще одно новое имя – Андрей Зеленин. Его выдающиеся предшественники, создавшие столь дивные и славные творения, возможно, даже не предполагали, что в Перми когда-нибудь появится такой «балагур-кудесник», чьи «байки, сказки, раёшники сразу привлекут многих детей и взрослых».

      Андрей Сергеевич Зеленин не имеет никакого отношения к известному фольклористу. Он ему не родственник, а всего лишь однофамилец. А история распорядилась так, что уже первые его произведения показали не «пробу пера», а вполне зрелое мастерство настоящего литератора.

      Но в совпадении их фамилий некоторые критики улавливают некий тайный смысл, справедливо полагая, что Дмитрий Константинович, несомненно, порадовался бы появлению молодого сказочника Андрея Сергеевича. И обязательно бы отметил, как он делал не раз по отношению к сказочникам начала прошлого века, что Андрей Зеленин — «балагур, шутник, весельчак», что есть у него «пристрастие к рифме, раёшнику». Именно это и является неумирающей сказочной традицией. Вся разница лишь в том, что А. Зеленин пишет свои сказки сам, черпая, конечно, и сюжеты, и весёлую свою речь, и прибаутки да присказки из великого и чистого источника — памяти народной.

      Всякий настоящий творец всегда стремится к правде, истине, идеалу, добру, свету – такова уж природа творчества в целом. И истинно талантливый человек всегда писал и будет писать так, как подсказывает ему совесть, как велит его дар, как зовет его сердце, независимо от того, какие бы препоны не ставили ему ни цензура, ни критики, ни завистники.

      Непростые биографии были у писателей Прикамья. В них отражалась нелегкая жизнь и столь же нелегкая судьба целого народа. Теперь настали такие времена, когда современные авторы имеют возможность написать о себе сами. Многие литературоведы считают этот прием достаточно интересным, чем простая биографическая справка о писателе.

      А. Зеленин родился 21.01.1969 года, в г. Перми. Мама – медик, отец – рабочий. Учился в в детской музыкальной школе № 4 по классу баяна, в пермской средней школе № 68, и в армию оттуда призывался, и сказки писать, естественно, начал там.

      «В те года, что посещал школу, все летние каникулы старался проводить в деревне. Точнее, в двух деревнях: Тулумбасы Берёзовского района и Кыласо— Кунгурского. Любил слушать людей — не сказки, а просто речь. Любил смотреть на всё, что вокруг,— запоминал. А запоминать было что: леса, поля, живность всякая, - рассказывает он о себе. Что ж! Наши уральские деревни, наши Тулумбасы по красноречию не уступят столичным лицеям! В них многому можно научиться, многое перенять от стариков – доброту, трудолюбие, презрение к нечистой наживе, гостеприимство и сердобольность. И конечно, там становишься бодрым, душевно приподнятым, настырным в избранном деле».

      Потом учился в СПТУ № 30, затем в Пермском государственном сельскохозяйственном институте имени Д. Н. Прянишникова. Работал на пермских заводах ОАО «Галоген», им. С.М. Кирова, РИЦ "Аркос" (еженедельник "Досье 02"), где овладел разнообразными профессиями: аппаратчик воздухоразделения, слесарь-ремонтник, геодезист, мастер производственного обучения. С 1991 г. работал внештатным сотрудником и корреспондентом пермских газет "Мотовилихинский рабочий", "Закамская сторона", "Звезда", "Вечерняя Пермь", "Молодая гвардия", "Ва-банкъ", "Меркурий", "Досье 02", "Пермские новости" и др., сотрудничал в книжном издательстве «Пушка». Таков его путь.

      Первые стихи написал в семь лет, но более-менее серьезно занялся творчеством после восемнадцати. А совсем осознанно - с 1992 г.

      Автор 2-х книжек – «Сказки» («Пушка», Пермь, 1993), «Цыплёнок» («Закамская сторона», Пермь, 1994). Для Пермского театра кукол написал пьесу "Кто в лесу хозяин: Пермские говорушки", по которой в 1998 г. заслуженный артист России режиссер С. Б. Кудымов поставил спектакль (находится в постоянном репертуаре). Его произведения публиковались (с 1991 г.) в различных пермских и российских изданиях (газетах, журналах, в альманахе «Третья Пермь»), использовались в радиоспектаклях и передачах пермского областного радио, «Авторадио», пермского городского радио.

      Автор и редактор пермской областной газеты для детей и взрослых «Папа» (1991-1994, 2000), редактор книжного издательства "Пушка".


- 1 - 2 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности