Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

Коллективный портрет на фоне распада:
О жанровой природе рассказа Андрея Макарова «Лед тронулся»

В.Е. Кайгородова,
доцент кафедры современной русской литературы
Пермского Государственного педагогического университета,
доцент кафедры МГД Пермского областного института
повышения квалификации работников образования

Приложения
(окончание)

— Держитесь, товарищи! — Рыбак в финском костюме еще что-то кричал и махал им с удаляющихся моторок.
      Льдина все дальше уходила от берега. Уже не было рядом битого ломаного льда, и берег вдали превратился в узкую едва различимую полоску. Появилась волна. Она перекатывалась под льдиной, заставляя ее колыхаться, словно одеяло.
      Оставшиеся рыбаки бродили по льдине с подсачниками. Со стороны казалось, что они ловят бабочек.
— К фарватеру надо грести, там пароходы... то мы рыбу ели, теперь она нас... чего поперся, этой рыбы в гастрономе... — доносились их тоскливые голоса.
      Лишь один, самый тупой, завалил снег вокруг себя рыбой и сидел склонившись над лункой. Удочка у него была совсем короткой, и со стороны казалось, что он просто машет рукой над лункой, словно прощаясь с рыбой или передавая ей привет.
      Показался фарватер. Пароходов не было. Был бакен. Ржавый и круглый. Два оппортуниста, бросив товарищей, погребли к нему на осколке льдины. Они оседлали бакен. Больше места на нем не было.
— Мы всем расскажем про вас, — кричали они, обхватив бакен руками и ногами, — как вы держались.
— Гады! — заклеймил их отставник, — свалили по-тихому.
      А льдину с двумя оставшимися рыбаками несло дальше.
      На фарватере заметно качало. Отставник глянул на увлеченно таскающего рыбку за рыбкой товарища по несчастью и решил сказать ему что-нибудь доброе.
— На территории льдины можно курить. Окурки не бросать!
      Лишь через несколько часов показался первый пароход. Белый, прогулочный с грохочущей над палубой музыкой. Веселая толпа в смокингах и вечерних платьях с бокалами в руках высыпала на борт и смотрела на рыбаков.
— Спасите нас! — тоскливо кричал им дед и махал руками.
      С палубы тоже махали в ответ. Все перекрывала бодрая музыка.
— Эх, хвост, чешуя, не поймал я ничего, — гремела песня.
      Наконец, с капитанского мостика через рупор им восхищенно крикнули:
— Так вот вы какие, челюскинцы!
— Мы не челюскинцы, у нас льдину унесло, - возражал дед.
— Удачного дрейфа, товарищи папанинцы! – пожелали им с мостика, и пароход, дав длинный гудок, проплыл мимо...
      Тугая струя воды из-под винта ударила в льдину, дробя и раскалывая ее. Лед отчаянно закачался, с треском ломаясь. Когда вода успокоилась, от нее остался маленький кусочек, метра два на три, с лункой посередине.
      Отставник сорвал шапку с вытертым следом от кокарды и стал яростно топтать ее ногами. Он ругался и руками показывал таявшему вдали кораблю неприличные жесты.
      Жесты заметили. Пароход остановился и стал тихо сдавать назад.
      Отставник сразу притих, поднял, отряхнул и надел шапку.
      Лишь самый тупой рыбак продолжал купать в лунке мормышку.
      Пароход встал напротив льдины. Большой белый репродуктор прокашлялся и спросил:
— Товарищи полярники, а на баяне кто из вас играть может?
— Я! Я! – отчаянно заорал отставник – Я в армии начальником клуба был и на баяне и на «Украине» могу.
— На какой еще Украине? – засомневались на палубе.
— Кинопроектор такой, если вам кино надо. Баян. Гимн, песни строевые. «Мурку». Сплясать могу.
—Смотри! А то мы тут двоих с бакена сняли. Тоже голосили, что все могут. А сами только в стриптиз и сгодились. И учти. Мы в круиз. Багамы-Канары-Соловки. На три месяца, - туманно пугали с высот мостика.
—Готов! – не сдавался отставник. - Хоть на Соловки. Только снимите.
      Ему бросили сходню. Дед на секунду задержался, оглянулся на последнего рыбака. Потом он широким жестом сбросил полушубок, смахнул слезу и, больше не оборачиваясь, ловко, как обезьяна, вскарабкался на борт.
      Пароход тут же отчалил. С палубы донеслись сначала неуверенные, затем все более крепнущие звуки баяна.
      А самый тупой рыбак лишь покрутил головой, оглядел кучу рыбы у ног, удаляющийся пароход.
— Моторки, мотоциклы, пароходы. Суета. Всю рыбу распугали.
      Он еще посидел, причитая, складывая улов в мешок. Потом раскрыл ящик, достав черную резиновую скатку. Рыбак встал на колени, припал к вентилю. Лицо его раскраснелось, скатка стала раскрываться, поднимая круглые черные борта, и превратилась в резиновую лодку. Настолько маленькую, что мешок с рыбой не влез, и его пришлось привязать сзади.
      Рыбак напялил тулуп, влез в лодку, прикинул, где берег и, что-то бормоча, медленно погреб, перебирая маленьким складным веслом.
— А все же хорошо порыбачили, - донеслось уже издали.

Приложение 2

Юхан Борген
РОЗА И ШИПЫ

1

      Ребенок подошел к розовому кусту и сказал: «Подаришь мне розу?» - «Сорви сам, - ответил розовый куст, - хоть две или три, мне не жалко!»
      Ребенок обрадовался и просунул руку между ветками. «Ай-й! — закричал он, отдернув руку. — Ты весь колешься! У меня ничего не получится!»
      «Да нет, — ответил розовый куст, — получится, только в этой жизни роз без шипов не бывает».
      «Ну и не надо», — сказал ребенок и пошел рвать колокольчики.

2

      Ребенок нарвал целую охапку всевозможных цветов, а потом подошел к розовому кусту и сказал: «Гляди, что у меня, разве они не чудесные?» — «Но это не розы», — ответил розовый куст.
      Тогда ребенок нарвал еще больше цветов; день за днем, неделя за неделей ходил он и рвал подряд все цветы, которые распускались. Под конец он опять подошел к розовому кусту, чтобы похвастаться собранными цветами, пускай даже они и не розы. И тут он увидел, что розовый куст остался без роз. Они опали. А сам куст был усажен шипами. «У тебя же нету роз», — сказал ребенок. «Да, — ответил куст, — у меня одни шипы».
      Тут ребенок швырнул свои цветы наземь и заплакал.

Перевод Норы Киямовой



На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности