Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

Коллективный портрет на фоне распада:
О жанровой природе рассказа Андрея Макарова «Лед тронулся»

В.Е. Кайгородова,
доцент кафедры современной русской литературы
Пермского Государственного педагогического университета,
доцент кафедры МГД Пермского областного института
повышения квалификации работников образования

(окончание)

      Любой из чаемых рыбаками путей спасения невозможен. Каждый выходит из опасного положения в одиночку, чем-нибудь жертвуя при этом.

      Это наглядная картина разрушения человеческой общности, в сознании автора и читателей соотносимая с историей распада СССР, временем «постпересройки»: не случайно в политических программах на ТВ этот процесс схематически постоянно изображается как отпадение кусков от целого на географической карте бывшей супердержавы. Все, обращаясь с призывом о помощи, повторяют слово «товарищи», но ни на кого оно не оказывает влияния. Не случайно к плывущим на льдине с борта теплохода обращаются, называя их легендарными словами «папанинцы», «челюскинцы». Но сейчас новое общество, проплывающее мимо, не будет спасать попавших в беду.

      Одна из постоянных стилевых примет притчи - высокая степень ритмизации текста. В «Лед тронулся» ритм задается многочисленными односоставными предложениями. Нередкая порцелляция передает динамику живой речи персонажей и быстроту их действий при возникновении иллюзорной либо реальной надежды на спасение. Как выстрелы, звучат команды «отставника» с повторяющимся «ты». Но главный элемент в системе повторов, обозначающий смену последовательных эпизодов плавания - постоянное выделение из группы рыбаков одного, который ловит рыбу, не предпринимая попыток к спасению: «лишь шестой, самый тупой…», «лишь самый тупой», «и лишь самый тупой». Частица «лишь» выделяет одного из числа героев рассказа. В последнем случае, когда выясняется причина его спокойствия (наличие складной резиновой лодки), союз «а» («а самый тупой») выражает реально существующее и только сейчас обнаруженное противопоставление.

      Кто же этот шестой? При анализе рассказа-притчи на уроке стоит обратить внимание на возможные разнообразные фольклорно-сказочные аналогии (Иван-дурак с волшебным сундучком), вспоминающиеся пословицы и поговорки («ловить рыбу в мутной воде»), литературно-басенные сцены (крыловское «Васька слушает, да ест»). А, может быть, вспомнить и «Как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина? В любом случае, последний рыбак тоже не вызывает симпатии читателя: он спокойно ждет, когда все покинут распадающуюся льдину, не пытаясь помочь своим товарищам по несчастью.

      Читая текст в школе (в 11 классе в разделе «Современная литература», в десятом – параллельно с изучением творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина), можно обсудить следующие вопросы:

  • Универсально ли такое поведение людей в момент опасности или связано лишь с определенной общественной ситуацией?

  • Можно ли назвать героев рассказа-притчи собирательным портретом современного общества?

  • Автор статьи о притче в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона пишет: «В дальнейшем своем существовании притча может применяться к другим случаям, стать иносказательной в более широкой форме: это условие ее жизни, ибо притча, пригодная только для одного, исключительного случая, исчезает из памяти вместе с ним». Как Вы думаете, суждена ли притче Андрея Макарова долгая читательская судьба?

  • Сравните «Лед тронулся» с притчей норвежского писателя Юхена Боргена «Розы и шипы» (см. Приложение 2). Какая из притч имеет большую степень обобщения?

      Возможные темы сочинений-миниатюр:

  • Лед тронулся» и «На льдине» А.Серафимовича. Проблема и ее жанровое выражение.

  • Спасение утопающих – чье это дело?

  • Что такое притча?

  • Эту притчу написал я.



На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности