Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

Роль этнокультурного компонента
при изучении в старших классах
очерка Виталия Богомолова "Поездка на исчезнувшую родину"
и стихотворения Анатолия Гребнева "На берегу пустом"

Г.В. Чудинова, кандидат филологических наук,
доцент кафедры методики гуманитарных дисциплин
Пермского областного института повышения квалификации работников образования

(окончание)

          Этнокультурный компонент в очерке и в стихотворении воспроизводит целостность крестьянского уклада и достаток русского мира, созданный неустанным трудом его обитателей: Михайловка в те годы была большой деревней: имелся глубокий рыбный пруд, стояла мельница, работал сыроваренный завод. Функционировали склады, конный двор, животноводческие фермы и т. д. Теперь ничего нет. А на месте гостеприимного дома дяди Гриши и тёти Тани выросла уже большущая осина…[2, с.8]. Лирический герой стихотворения в своём внутреннем монологе размышляет:

      А ближе подойди – расслышал бы сейчас я
    О чем на пашне дед беседует с отцом.

          Отцу поэта, погибшему в 1941 году под Ржевом, посвящена одна из самых проникновенных строф стихотворения:

      Он только что с войны.
    Он был убит под Ржевом,
    И на шинели след от пули разрывной.
    Он с дедом говорит –
    Дед озабочен севом.
    И вот сейчас отец обнимется со мной![ 1, с.41].

          Противопоставление светлой мечты и страшной реальности передано в пространстве строфы употреблением настоящего, прошлого и будущего времен глаголов, ёмкой художественной деталью – след от пули разрывной – и особым эмоциональным состоянием лирического героя, жаждущего встречи с погибшим отцом. Литературовед Н.И. Злыгостева дала очень точное определение этой особенности поэтики А.Г. Гребнева: "В творчестве А. Гребнева прошлое неразрывно связано с настоящим, они соединились в одном духовном пространстве, где нет временных ограничений и где минувшее так же реально и живо как и настоящее. В его поэзии обращение к прошлому – это возвращение к своим духовным истокам, к той глубинной первооснове, без которой он невозможен как личность"[3, с.7].

  • Как переданы в очерке и стихотворении трагические последствия разрушения лучших этнокультурных традиций народа?

  • В очерке В.А. Богомолова развитие сюжета определяется развитием авторской мысли, движущейся от частного факта – исчезновения деревни Михайловки и сотен подобных ей деревень – к общему выводу: "Когда наблюдаешь долго нашу жизнь в разных её проявлениях, сопрягаешь разрозненные факты и картинки в одно жизненное полотно, оцениваешь действия правительства – видишь, понимаешь и чувствуешь, что Россия переживает время по значимости для её судьбы, может быть, пострашнее монгольского ига и разрушительнее войны с Гитлером. Идет незаметное, но масштабное, всеохватное, тихое, но системное разрушение народа: его культуры, его многовекового духовного опыта – неповторимых составляющих фундамента народа…Крестьянство брошено на произвол судьбы, и никто не хочет понимать, что крестьянство – это ноги государства, на которых оно стоит. Проблема земли, производства продовольствия – это проблема государственной безопасности, его независимости, проблема сохранения нации"[2, с.8]. Писатель обвиняет в случившемся и советский строй, и нынешнюю "демократическую" перекройку с её классом олигархов и рабской покорностью народа, и состояние общества в целом: "Никто не озабочен нравственным, духовным и физическим здоровьем молодого поколения, оно предоставлено само себе… У государства нет комплексной и долговременной программы оздоровления, возрождения и укрепления нации. А потому продолжается разрушение и разграбление государства, везде царит произвол" [2, с.8]. В стихотворении А. Гребнева лирический герой пребывает в постоянном состоянии душевной боли от разрушенного милого его сердцу деревенского уклада: "Болит душа моя в постылом отдаленьи от материнских мест", "смотрю, смотрю до слез на синь озерных плесов", "сижу и плачу я на берегу пустом". В качестве дополнительного материала для ответа на этот вопрос учитель может использовать очерк "Земельный недуг", которому его автор, публицист Александр Арцибашев дал подзаголовок "Письма из деревни": "Оторопь берет: что сотворили с деревней за последние пятнадцать лет!...Было 220 миллионов гектаров сельхозугодий. Считай, половина их них выведена из оборота, вырезано две трети коров, свиней, овец, обанкрочены 10 тысяч хозяйств. Каково мужику глядеть на остовы порушенных ферм? Душа стонет – а что поделаешь? Разве спрашивали когда совета у него? Вот он и отвернулся от земли, она стала ему чужой. Пять миллионов крестьян не у дел" [4, с.3].

  • Каковы концепты обоих произведений и в чем смысл их названий?

  • С понятием смысла связано используемое в современной психолингвистике понятие концепта. Концепт есть образ, содержательный аналог переживаемого человеком смысла, концепт составляет ценностно-понятийную основу смысла. И в очерке, и в стихотворении возникает концепт историко-культурного наследия прошлого, неповторимый и уникальный мир русской деревни, лад крестьянской жизни и коллективного созидательного труда, который необходимо возродить в настоящем. Второй концепт связан с разрушением крестьянского уклада, поэтому эпитет "исчезнувшая" родина перекликается с эпитетом "пустой" берег. Данные произведения помогут старшеклассникам преодолеть великое заблуждение, навязываемое им официальными СМИ, что стоит направить на село материально-технические ресурсы, дать хозяйствам деньги – и село воспрянет, хотя работать в нынешних селах и деревнях некому. Сами названия произведений красноречиво говорят о том, что русская деревня со всем её населением и многовековым укладом, практически, вымирает, и заставляют юного и взрослого читателя задуматься над поставленной в них проблемой, искать пути её решения посредством возрождения лучших этнокультурных традиций.

Литература:

  1. Гребнев А.Г. На берегу пустом… Последней войны соловьи. Стихи. – Киров: Триада плюс, 2005.

  2. Богомолов В.А. Поездка на исчезнувшую родину. /Литературная Россия, 2005. – 30 сентября . – № 39(2223).

  3. Злыгостева Н.И. Чудотворная музыка строк. Вступительная статья к сб: Гребнев А.Г. На берегу пустом… Последней войны соловьи. Стихи. – Киров: Триада плюс, 2005.

  4. Арцибашев А. Земельный недуг. /Литературная газета, 2006. – 15-21 февраля. – № 6 (6058).


На предыдущую страницу- 1 - 2 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности