Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

Роль этнокультурного компонента
при изучении в старших классах
очерка Виталия Богомолова "Поездка на исчезнувшую родину"
и стихотворения Анатолия Гребнева "На берегу пустом"

Г.В. Чудинова, кандидат филологических наук,
доцент кафедры методики гуманитарных дисциплин
Пермского областного института повышения квалификации работников образования

 

Очерк талантливого пермского прозаика и публициста В.А. Богомолова "Поездка на исчезнувшую родину", опубликованный в "Литературной России" от 30.09.2005, и стихотворение живущего в Перми классического русского поэта А.Г. Гребнева "На берегу пустом" целесообразно рассмотреть в старших классах средней школы в контексте с такими художественными и публицистическими произведениями последних лет, как рассказами Б.П. Екимова "Ралли", "Не надо плакать…", трилогией Е. Туровой "Кержаки", очерком Б.П. Екимова "Прощание с колхозом", статьей Александра Арцибашева "Земельный недуг", материалами III Астафьевских чтений, состоявшихся в Перми 19-21 мая 2005 и названными "Современный мир и крестьянская Россия".

При изучении "сквозной" темы русской деревни, заявленной в очерке и стихотворении, учитель вправе прибегнуть к сравнительно-типологическому и интертекстуальному анализу, задавая старшеклассникам следующие вопросы:

  • В какой художественной манере задуманы и выполнены эти произведения? Какова их композиция?

  • Очерк В.А. Богомолова – это художественно-публицистическое произведение, он задуман и выполнен в индуктивной манере: от конкретного факта – исчезновения деревни Михайловка Ордынского района, где жили его деды-прадеды по бабушкиной линии, писатель переходит к большим социально-философским обобщениям, суть которых, казалось бы, далеко выходит за рамки деревенской проблематики, но связана с ней анализом тех глубинных разрушительных процессов, которые произошли с народом и страной за последние пятнадцать лет. Стихотворение А.Г. Гребнева основано на поэтике воспоминаний, "памяти души", мотиве "забытых снов деревни", что постоянно видятся поэту. Композиция его рамочна, циклична, образ берега является сквозным: это не только берег озера, но берег Родины. архетип потерянного земного рая.

  • Какова роль приёма контраста в обоих произведениях? Что противопоставляют писатель и поэт?

  • Нетрудно заметить, что и в очерке, и в стихотворении противопоставлены прошлое и настоящее, точнее, созидательные тенденции в прошлом и разрушительные в настоящем противостоят настолько остро, что приём контраста становится антитезой. Две строфы из десяти в стихотворении начинаются анафорой "Вот здесь, на берегу", в последней строфе в функции анафоры выступает соединительный союз "и":

      И вся деревня здесь,
    И вся родня – живая!
    И вот уже поёт и плачет отчий дом!..

    Антитезой к бережно воссозданному в сознании поэта космосу крестьянского быта, дорогим его сердцу образам чудесно воскресших отца и деда является образ пустого берега, многократно усиленный повтором и эпико-драматическим пафосом – идейно-эмоциональным отношением автора к происходящему. Это состояние неизбывного горя, которое придаёт стихотворению особую эмоциональную окраску: процесс исчезновения родной деревни – все там родное мне! – осмыслен и пережит лирическим героем как величайшая трагедия:

      На берегу пустом, лица не открывая,
    Сижу и плачу я
    На берегу пустом…[1, с.41]

  • Какова роль этнокультурного компонента в стихотворении и очерке?

  • Этнокультурный компонент в обоих произведениях прежде всего связан с образами деревенских тружеников и поэтически воссозданными картинами коллективного сельского труда: "Своим детством посчастливилось мне застать тех удивительных, в чем-то былинных по образу жизни людей, молитвенников, чистых сердцем. Бабушкина сестра, Татьяна Васильевна – тётя Таня, осталась в моём сознании олицетворением русской женщины"[2, с.8]. Писатель особо отмечает её великое смирение и неиссякаемое терпение. "Но более других запал в душу и сердце муж тёти Тани – Григорий Флегонтович, дядя Гриша. Более отзывчивого, доброго и весёлого человека я не встречал за свои 57 лет"[2, с.8]. В стихотворении А. Гребнева ощутимы некрасовские и есенинские поэтические традиции – "синь озерных плесов" и "перезвон весёлых сенокосов":

      Увижу, как идут,
    Идут косою цепью
    По грудь в траве идут враскачку косари [1, с.39].

    Сенокос в художественном мире поэта – время не только тяжелого крестьянского труда, но и праздник единения всей деревни, поэтому не случаен эпитет "весёлые" сенокосы, а косари, идущие "по грудь в траве", также ассоциируются с былинными богатырями. Помимо этого, в очерке и в стихотворении в качестве этнокультурного компонента выступает православная составляющая: "Праздник Успения Богородицы (28 августа) был в Михайловке престольным, то есть престол их храма был освящен в честь этого события. И даже в самые атеистические времена родственники ухищрялись в эту благословенную пору лета собраться из разных деревень вместе и отметить праздник. Жили в бедности, но праздники были светлыми – короткой (как вдох) радостной передышкой в горячую, страдную августовскую пору…Думаю, что эти праздники подзаряжали родственные узы и чувства на целый год" [2, с.8].

    Лирический герой стихотворения А. Гребнева слышит памятью сердца и души молитвенный распев и колокольный звон:

      И сердцем этот звон
    Вдруг радостно восхитишь,
    Воочью разглядишь – до камушка на дне:
    Звонит в колокола
    Невидимый град Китеж
    И главами церквей сияет в глубине! [1, с.40-41].

    Образ града Китежа, ушедшего, по легенде, на дно озера Светлояра во времена татаро-монгольского нашествия на Русь и призванного по воле Божией возродиться в православной стране, – это образ-символ, созданный русским этносом и олицетворяющий русский мир с его идеей спасения. Не случайно мать лирического героя в этом символически-поэтичном мире идет с причастья.

 


- 1 - 2 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности