Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

Учитель и ученик в XXI веке

(Урок литературы по книге А. Иванова «Географ глобус пропил» в 11 классе)

(окончание)

Л.М. Маракова,
учитель МОУ «СОШ №15» г. Пермь

В: Как к Служкину относятся ученики?

О: Ученики понимают, что он творческий, талантливый человек, они любят его стихи, ценят чувство юмора, искренность. Им нравится, что он не учит их жить, а сам живет вместе с ними.
(Чтобы представить отношения учителя и учеников в классе, анализируется глава «Красная профессура». Учащиеся читают текст по ролям, затем сцена обсуждается).

В: Почему сначала в классе шум, ученики разговаривают, не слушают учителя?

О: Материал урока не интересен, устарел, не имеет практического применения, далек от жизни.

В: Когда возникает контакт между учителем и учениками?

О: Когда разговор заходит о жизни, о школе, о том, что одинаково интересует учителя и учеников.

В: Почему стихотворение «Эпитафия Петрову», сочиненное Служкиным в девятом классе и прочитанное на уроке, имеет такой успех у учеников?

О: Петров – отличник, комсорг, идеал для учителей, то есть «памятник». Человек же должен быть собой, жить своей жизнью. Ученики разделяют эту мысль Служкина.

В: Насколько правдиво показаны в романе ученики? Изменился ли сегодняшний ученик по сравнению, например, с учениками XX века?

О: Книгу читаешь, как будто находишься в современном классе. Точно передана речь подростков, их словечки, школьный жаргон, атмосфера школы.

О: Конечно, современные школьники изменились по сравнению с нашими родителями, когда те учились в школе. Сейчас подростки трезвее, даже грубее, циничнее внешне. Меньше романтики, высоких слов.

В: Кто из ребят более всего запомнился? Почему?

О: Градусов. Очень колоритная личность. Автор показал эволюцию характера героя. С Градусовым связаны кульминации романа: первая встреча учителя с классом, замечательна глава «Свини свинями», где показана идейная схватка Градусова и Служкина. Достойно ведет себя Градусов в походе и в конце сдает географию на 5!

О: Запомнились Будкин и Колесников в детстве. Было интересно представить этих взрослых людей в школе. Очень хороши девочки Митрофанова и Маша Большакова.

В: Какое место в романе занимает поход по реке Ледяной?

О: Это центр книги, ее суть. Это целая жизнь, прожитая за пять дней. Здесь проверяется человек: и учитель, и ученики. Герои оказываются перед лицом Природы, Вечности. В походе выясняется, что нетипичный учитель Служкин многому научил ребят: не географии из учебника, а самостоятельности поступков, правде человеческих отношений, любви к родной земле. Лучшее место в книге, когда ребята самостоятельно берут порог: «Они идут совершенно неправильно, не так, как я пояснял. Но сейчас это не важно. Важно, что отцы штурмуют порог сами». «Главное – они прошли».

В: Каковы основные ценности для Служкина и его учеников?

О: Природа. Красота уральской земли, ее рек, гор. Родина, ее прошлое, настоящее, ее история. Любовь к людям. Подлинная, не на словах, а глубокая, выраженная в поступках.

О: Вечная тоска по идеалу. Не случайно в романе постоянно присутствует небо. Здесь множество описаний неба: осеннего, зимнего, весеннего, утреннего, вечернего, дневного, облачного, звездного. Автор и герой постоянно смотрят на небо, соотносят с ним свою жизнь. «Звезд на небе было так много, что казалось, будто там нельзя сделать и шага, чтобы под ногой не захрустело. Однако, видимо, никто там не ходил, потому что стояла такая тишина, что можно было услышать, как в глубине реки собираются завтрашние волны, как с шорохом мягко укладывается на землю лунный свет…» «Вечер сгустил все краски, в цвета тропических рыб расписал хвосты и плавники облаков. Дикий, огненный край неба дымно и слепо глядит на нас бездонным водоворотом солнца. Надувная плошка и пригоршня человечков на ней – посреди грозного таежного океана. Это как нож у горла, как первая любовь, как последние стихи». Описание неба в романе прекрасны, возвышенны, они заставляют вспомнить пейзажи Тургенева и Толстого.

В: Почему так трагичен конец романа? Последние слова книги: «Прямо перед ним уходила вдаль светлая и лучезарная пустыня одиночества».

О: Это не просто книга о школе, а философский роман о герое времени. Герой времени всегда одинок и непонят, как это принято в русской литературе.

О: Для подлинного героя не бывает счастливого конца. Жизнь с ее бытом всегда пошлее высокого идеала. Однако конец книги не только трагичен. Герой остается личностью, он приобретает важнейшее человеческое качество- умение терять, то есть становится мудрее.

В: Что нового вы узнали в романе о себе и своих учителях?

О: Мы посмотрели на себя со стороны. Оказалось, что мы бываем жестоки, ведем себя по-свински, как в главе «Свини-свинями». Наши учителя – это живые люди, у них своя личная жизнь, свои проблемы. Они нуждаются в нашей любви, понимании, даже защите. Эта книга – призыв к любви и человечности.

В заключение скажем, что книга «Географ глобус пропил» имела огромный успех у старшеклассников, читалась буквально запоем. Было даже предложено новое название романа - «Я вас люблю, Географ». По желанию учителя и учеников по книге был дан открытый урок на областном семинаре учителей русского языка и литературы в апреле 2005 года. На уроке присутствовал автор.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности