Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

Учитель и ученик в XXI веке

(Урок литературы по книге А. Иванова «Географ глобус пропил» в 11 классе)

Л.М. Маракова,
учитель МОУ «СОШ №15» г. Пермь
  Я знаю, что научить
ничему нельзя. Можно
стать примером, и тогда
те, кому надо, научатся сами.
Именно любви я хотел научить -
Хотя я ничему не хотел учить.
  Доброта их не пробивает,
ум не пробивает, шутки
не пробивают, да наказание –
и то не пробивает! Ну чем их
пробить?
Я человека ищу, всю жизнь ищу -
человека в другом человеке, в себе,
в человечестве, вообще человека.
  Кто меня поймет?
Кто оценит эту правду?
Никто. Разве что время…
Будущее. Только вот у него
ничто не вызнаешь.

Тема учителя и ученика – личная тема каждого учителя. Для него это в конечном итоге тема смысла жизни: чему учить, как, зачем – вот вечные учительские вопросы.

Кроме того, тема учителя и ученика – одна из ключевых тем нашего времени. В эпоху путаницы нравственных понятий, этических тупиков как никогда нужен Учитель. Не робот, не компьютер, а живой человек, думающий, сомневающийся, любящий, герой своего времени. Проблема учитель – ученик становится общечеловеческой, философской, окрашенной трагизмом. Сейчас в школе время реформ. Каким же должен быть современный учитель в новых условиях? Какими стали ученики? Как изменились их взаимоотношения?

Об этом рассказывает книга молодого пермского писателя А.Иванова «Географ глобус пропил». Герой ее Виктор Сергеевич Служкин – учитель географии в течение учебного года проживает целую жизнь: роман начинается за два дня до первого сентября и заканчивается двадцать пятого мая, в день последнего звонка. Мы видим Служкина в школе, в общении с учениками, в жизни, пронизанной токами школы, и пытаемся вместе с героями ответить на вопросы о смысле бытия.

Вопрос: Как вы считаете, изменился ли современный учитель в сравнении, например, с учителями ваших родителей? В чем?

Ответ: Учитель утратил свою непогрешимость, спустился с небес, перестал быть всезнающим «памятником». Сейчас есть интернет, репетиторы, владеющие обширной информацией, недоступной учителю. Перестав быть «идолом», учитель стал ближе к ученикам, возросла степень свободы общения учителя и учеников.

В: Можно ли назвать героя романа Служкина таким современным учителем, может быть, это просто неудачник, случайный человек в школе? По словам завуча, в Служкине нет ничего «учительского», он не владеет методикой преподавания. Да и сам Служкин не считает себя педагогом.

О: Служкин именно современный учитель. Не типовой, каким он должен быть, по мнению завуча, Угрозы Борисовны, а свободная личность, нарушающая привычные границы отношений учителя и ученика.

О: Служкин сам пытается определить, кто он: «никакой я для отцов не пример. Не педагог, тем более - не учитель, но ведь я и не монстр, чтобы мною пугать. Я им не друг, не приятель, не старший товарищ и не клевый чувак. Я не начальник, я и не подчиненный. Я им не свой, но и не чужой. Я не затычка в каждой бочке, но и не посторонний. Я им не опора, но и не ловушка, не камень на обочине. Я им не нужен позарез, но и обойтись без меня они не смогут. Я не проводник, но и не клоун. Я – вопрос, на который каждый из них должен ответить». В этих словах ответственность перед учениками, очень серьезное отношение к своей профессии.

О: Служкин – учитель нашего переходного времени, когда жить (и учить!) по-старому уже нельзя, а новое еще только складывается.

В: Какова, в свете наших рассуждений, роль экспозиции, названной «Глухонемой козлище»?

О: Герой не хочет подчиняться тотальному контролю, надвигающемуся со всех сторон, механической машинке, пробивающей билет. Он не избранный «агнец божий», а грешный глухонемой «козлище», зато свободный человек.

В: Как Служкин относится к школе, к ученикам на самом деле?

О: Служкин живет этим. Вспомним разговор с Будкиным, который предлагает герою уволиться из школы: «Уволься… а я вот не хочу. Вроде отвратно, а тянет обратно. Наверно, это первая любовь».

О: А какие письма Служкин писал ученикам, проверяя тетради! «Мне говорят, что Волга впадает в Каспийское море, а говорю, что долго не выдержу этого горя, 4». Отличница Маша Большакова даже позавидовала: «Виктор Сергеевич, пожалуйста, напишите и мне письмо, а то вы в прошлый раз всем написали, а мне нет». Служкин нащупал под Пуджиком красную ручку и начертал: «Пишу, пишу, дорогая Машенька. Читать твою самостоятельную было так же приятно, как и видеть тебя. 5. Целую, Географ».

О: Географ не просто на словах любит учеников, он заступается за них на деле. Когда Овечкина избивала местная шпана, Служкин выпрыгнул из окна, вступил в драку и спас Овечкина.

В: Почему Служкин называет девятиклассников «отцы»?

О: Отцы, то есть родственники, семья. Причем именно отцы, а не дети, хотя речь идет об учениках. Современные ученики – реалисты, прагматики, они иной раз знают о жизни больше учителя. Следовательно, не только учитель учит, но ученики (отцы) учат учителя (ребенка).

О: В книге возникает идея равенства учителя и ученика. Они оба – личности, хотя у них разный опыт и возраст.

О: Учитель и ученики близки друг другу, понимают друг друга. В трудную минуту, жалуясь на одиночество и непонимание, Служкин вдруг говорит себе: «Что это я? Есть ведь одно существо, которое способно понять меня. Многоголовое, сварливое, вечно орущее, вечно грызущееся само с собою существо. Отцы…»

В: Зачем нужны в романе сцены детства Служкина?

О: Они сближают Служкина с учениками. По-настоящему понять другого можно, только пережив то, что и он. Мы видим, что в детстве Служкин не был паинькой, например, в главе «Встреча Наполеона с красными партизанами», где описывается, как маленький Витя опоздал на урок литературы и оставшуюся часть урока разрисовывал учебник. Эти события прошлого перерастают во встречу взрослого Служкина с учениками 9 «В», напоминающими военную битву.

О: «Детские» сцены помогают понять Служкина. В душе он остался мальчишкой, школьником, поэтому ему не надо предпринимать никаких усилий, чтобы понять ученика, оказаться на его месте.

В: Почему у героя такая фамилия – Служкин?

О: Служкин – от служить, слуга. Он не хозяин, не начальник, а слуга. Чтобы быть первым, надо стать последним, чтобы быть хозяином, надо стать слугой, мудро советовал Иисус Христос.

О: Служкин – значит служение делу, преданность ему.

О: Служкин напоминает князя Мышкина, с его добротой, любовью к людям, даже жалостью к ним.

 


- 1 - 2 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности