Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

«УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ…»

Белокурова С.П., учитель руского языка и литературы высшей категории.
Санкт-Петербург

 

Тема: Русский национальный характер.
Уроки по рассказам В. Пьецуха из цикла «Драгоценные черты»1.

СОЧИНЕНИЯ

«Умом Россию не понять...»
(Читая В. Пьецуха)

  «Велико незнанье России посреди России»
  Н.В. Гоголь.

  «Русская жизнь бьет русского человека так, что мокрого места не остается, бьет на манер тысячепудового камня. В Западной Европе люди погибают оттого, что жить тесно и душно, у нас же оттого, что жить просторно... Простора так много, что маленькому человеку нет сил ориентироваться...»
  А.П. Чехов.

  «Да если хотите знать, и никакого русского народа нет. И России никакой нет!.. Есть только несколько миллионов квадратных верст пространства и несколько сотен совершенно разных национальностей, - есть несколько тысяч языков и множество религий. И ничего общего, если хотите знать.»
  А. И. Куприн.

  «Во Франции на что нужна мысль?- чтоб ее высказать. – В Англии? – чтоб привести ее в исполнение. – В Германии? – чтоб ее обдумывать.- У нас? – Ни на что! – и знаете ли почему?»
  П. Я. Чаадаев.

I. Вместо предисловия.

  За спиной Пьецуха регулярно возникает не только Зощенко, но и, еще глубже, Чехов.
  И. Сухих «Период ремонта гильотины»

      «Анекдот – очень маленький рассказ с забавным, смешным содержанием и неожиданным концом» - вот такое определение анекдота можно найти в Толковом словаре русского языка С. Ожегова и Н. Шведовой. Многие люди необоснованно пренебрежительно относятся к анекдоту, считают его «второсортным» литературным жанром. Хочу уберечь вас от подобного взгляда. Думается, что это мнение неверно. Анекдот имеет давнюю историю и был популярен и в русской, и советской, а теперь и в российской литературе. И это отнюдь не случайно. Анекдот – черта нашего быта! Что мы без анекдота? Ничто! Какой другой литературный жанр может показать, что от «великого» до «смешного» всего один шаг, помочь увидеть «традиционное», привычное, ставшее «нормой» под таким углом, когда хаос жизни становится не страшным, а смешным, – этакий «смех сквозь слезы»? Никакой!

      Несомненно, Вячеслав Пьецух – мастер жанра современного российского литературного анекдота. За кажущейся простотой его рассказов-анекдотов, повестей-анекдотов скрывается нечто важное, что невозможно уловить, не задумываясь над перекличками, связями его анекдотов с ранними рассказами Чехова и сказами Зощенко. Справедлив вопрос: «Почему именно Чехов и Зощенко?». Ответ прост. Они, как впоследствии и Пьецух, приходят к тому, что обнаруживают странное несоответствие возможностей человека и жизни. За их юмором, сатирой нет «указующего перста». «Проклятый» русский вопрос «Что делать?» не находит у них ответа. Да и должны ли они на него отвечать? Думается, нет. Их задача – лишь обратить наше внимание на «отклонение от нормы», а читатель сам должен решить, «что делать...»

      В современном литературоведении мне не встречалось статей, напрямую связанных с рассмотрением вопроса о влиянии прозы Чехова и Зощенко на творчество Пьецуха. Но я почти уверен: подобного влияния писатель избежать не мог. Оно прочитывается и в сюжетах, в основе которых, как правило, лежит частный случай, и в избранном жанре – анекдот, и в названии пьецуховских рассказов: «Реминисценция», «Палата №7».

      Давайте не будем формалистами. Если Вячеслав Пьецух взял на себя смелость назвать один из сборников своих рассказов «Я и прочее...», то позвольте мне, вполне в духе постмодернистской литературы, к которой, по всей видимости, принадлежит поименованный писатель, назвать первую часть своей работы «Пьецух и Прочие...». Что, вы спрашиваете, кто такие «Прочие»? Чехов и Зощенко. Слух режет?... А вдруг еще «уважаемый Антон Павлович» обидится... Уговорили. Пусть будет «Прочие и Пьецух»... Ах да, а вдруг Вячеслав Алексеевич... А как вам «Ищу человека»? По-моему, вполне безобидно...

1 Пьецух В. Драгоценные черты // Дружба народов. № 5, 6. 1995

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности