Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

"Все во мне и я во всем"
Урок по рассказу Дмитрия Бакина "Сын дерева"

(продолжение)

 

Комментарий для учителя

Урок начинается с чтения учащимися домашних письменных работ и формулирования проблемного вопроса, который своеобразно обобщает все вопросы, возникшие у детей в ходе чтения и требующие обсуждения и осмысления: "Почему сын дерева отказывается от полноценной (в нашем понимании) подвижной жизни и остается верен своему "неподвижному несчастию""?

Проблемный вопрос организует урок.

В ходе реализации задания первой группой учащихся делаем запись на доске:
      деревянный
а) сделанный из дерева;
б) перен. лишенный естественной подвижности, гибкости.
      деревенеть
а) становится твердым, жестким;
б) перен. Становиться неподвижным, утрачивать чувствительность, неметь.
      деревина
а) ствол дерева;
б) бревно, срубленное дерево.

Совершенно очевидно, с образом героя соотносятся переносные значения слов с корнем древ/дерев.

Записываем на доске и ряд словосочетаний-метафор:
      древо жизни
      древо познания добра и зла
      родословное древо

Истолковывая метафорические значения слов и словосочетаний, мы обнаруживаем некое противоречие: лишенный естественной подвижности герой обладает необыкновенным духовным потенциалом, патология физическая вызывает к жизни, активизирует мощную духовную работ, цель которой – вобрать, впитать в себя историю семьи (всех вместе и каждого в отдельности), подобно тому как впитывает дерево земные соки.

На этом этапе урока логично дать слово третьей группе учеников, которая размышляет над тем, что означают для главного героя понятия семья, дом, род. В тексте рассказа находим такие значимые словосочетания и предложения: "во взаимном расположении домов не было и не могло быть геометрической правильности", "жилища крепки, точно вытесаны из единого корявого целого", "скрип дома, точно скрип могучего дерева", "плутая мыслями среди родных людей, объединенных одним домом", "плоть есть дом, который нельзя покинуть надолго" и другие. Нельзя не заметить, что во всех этих определениях присутствует внутренняя связь между образами дома и дерева. "Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даля, который мы используем для толкования слова дом, дает следующие значения: строение для жилья; семейство, семья; род; поколение; династия.

Теперь мы вправе заговорить о роде, ибо род – одно из значений слова дом. Бакин пишет, что старшие братья и невестки сына дерева "вколачивали себя в наступающее будущее для того, чтобы длить род". Таким образом, к слову род мы можем выстроить синонимический ряд слов (семья, племя, поколение), близких к понятию дом семантикой не столько прямых, сколько метафорических смыслов. Особый интерес вызывает приведенное В.И. Далем слово рождiечто рождено, дети, отродiе; // "ветви древесные" (Азъ есмь лоза, вы же рождiе. Ин. 15:5) . Если соотнести лозу с деревом, то окажется, что герой ощущает своих домашних некими ветвями, себя же видит корнем, стволом, деревиной – опорой, стержнем семьи. Возникает в связи с образом сына дерева и еще одна ассоциация: домостроитель, домоздатель – тот, кто рубит избы – плотник. Сын дерева строит не избу, но семью. В тексте мы встречаем такие словосочетания со словом семья: "тлеющие семейные войны", "бесповоротно покинул семью" и даже обыгранную языковую метафору: семь + я = "семья, состоящая из семи человек и живущая в доме из двух комнат".

Таким образом, семья у героя ассоциируется с домом, родом, а мать, отец, братья, невестки – "строительный материал", "бревнышки" этого дома (вспомним, что метафора домостроительства традиционна для нашей литературы). В сыне дерева неистребимо живет "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам", к корням, к земле, к семье. Но как научить этой любви братьев и невесток?

Просим старшеклассников найти характеристики, данные сыном дерева матери и отцу. Отмечаем, что в портрете отца отчетливо проступает семантика дерева, укорененности на земле: "коричневое, морщинистое лицо", "взбухшие суставы корнеобразных пальцев". Но здесь же обращаем внимание на метафоры, связанные с другим важнейшим образом рассказа – образом реки: "русла предназначений", "верные земле ручьи". Размышляя над этими метафорами, приходим к выводу, что родители, "отцы" в рассказе целостны, духовно здоровы (единственное, что нарушает гармонию их жизни – экзистенциальная вина перед третьим сыном и беспокойство за двух старших, у которых не очень-то ладятся семейные отношения), в их жизни нет противостояния "дерева" и "реки".

Вероятно, именно на данном этапе урока необходимо обозначить эту центральную для бакинского текста антиномию, вокруг которой нам предстоит выстраивать синонимические ряды (делаем запись на доске). Безусловно, эта оппозиция становится ключевой для постижения смысла рассказа и авторского замысла, который раскрывается, в первую очередь, в сопоставлении образов родителей, самого героя с образами его братьев и невесток.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности