Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

«УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ…»

Белокурова С.П., учитель руского языка и литературы высшей категории.
Санкт-Петербург

 

Тема: Русский национальный характер.
Уроки по рассказам В. Пьецуха из цикла «Драгоценные черты»1.

(вариант названия урока: «Человек и мир, в котором он живет, глазами современного писателя»)2.

 

Урок продолжает разговор со старшеклассниками о современном рассказе. Если школьники уже прочли тексты В. Маканина, А. Цветкова, О. Ермакова, Д. Бакина, то без труда заметят, что перед ними предстает писатель совершенно иного колорита.

Если реализм стремился обнаружить скрытые в реальности логику, порядок, норму человеческого существования, (вспомним писательское кредо Чехова: «правдиво нарисовать жизнь и кстати показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы»3), то постмодернизм, ставший не просто одним из литературных направлений, а умонастроением и стилем нашего времени, отменяет саму категорию реальности, декларирует изменчивость и случайность всего сущего. Постмодернистский текст «не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее, даже много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга»4, и тем самым демонстрирует алогизм бытия. «Культурная опосредованность», сделавшаяся одним из главных принципов постмодернизма, предполагает всеобщее смешение и насмешливость над всем, тотальную цитатность. «Мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны», – заметил С.С. Аверинцев; поэтому каждое слово, даже каждая буква в постмодернистской культуре – это цитата, а каждое новое произведение становится неким подобием puzzl`а, причудливой мозаикой, собранной из готовых фрагментов. «Важнейшим конструктивным элементом постмодернистского текста является ирония и самоирония <...>. Постмодернизм, наследующий скептицизм XVIII в., двоемирие символизма, предметность акмеизма, аналитичность футуризма, абсурдизм обэриутов, перемешал все стили, пропустил их через призму иронии»5. Именно поэтому можно назвать постмодернизм трагикомическим искусством: комическим вследствие того, что доводит до фарса традиционное, претендующее на логику и смысл, а трагическим потому, что никакой реальной альтернативы этим иллюзиям и самообманам оно не предлагает.

Творчество Пьецуха с его горьким скепсисом по поводу всех попыток культуры упорядочить хаос – явление чрезвычайно любопытное, и в рамках знакомства с новейшей литературой вполне уместен разговор о произведениях этого писателя. В своих рассказах-анекдотах, повестях-анекдотах Пьецух исследует, условно говоря, бытовой уровень хаоса. Литературная критика относит писателя к представителям так называемой иронической прозы (иронического авангарда). Сразу договоримся, что это определение весьма условно.

Иронический авангард представляется составляющей так называемой «другой прозы», которую критики то «включают», то «выключают» из постмодернизма. Принципиальные черты иронического авангарда можно обозначить следующим образом: реакция на советский официоз начала 80-х годов; демифологизация действительности; неприятие литературных стереотипов; отказ от проповедничества, учительства, морализаторства; погружение в грубый и зримый быт; замаскированность авторской позиции, что создает иллюзию отстраненности автора от изображаемого (сказовость или передоверение повествования рассказчику, как, например, у Зощенко). Ироническая литература, по мнению критики, восходит к творчеству Гоголя и, отчасти, Чехова, Булгакова и Зощенко (типологические черты быта, встречающиеся в зощенковских рассказах, мы часто обнаруживаем у Пьецуха и нередко – в утрированном виде). Для многих произведений иронического авангарда характерны ориентация на книжные традиции, игровая стихия, пронизывающая ткань произведения ирония, и главное – анекдотические сюжетные коллизии, элементы фантастики и даже фантасмагории, так ловко «вплавленные» в ткань повествования, что не остается сомнений – все это действительно было или могло быть (см., например, рассказ Пьецуха «Успехи языкознания»). Важно отметить, что классические литературные сюжеты (например, сюжет «Преступления и наказания» в «Новой московской философии» Пьецуха) не пародируются автором: сама обыденная реальность делает их нелепыми, снижает, доводит до абсурда. Это-то и служит источником авторской иронии. Еще одна черта прозы подобного рода – цитатность, обращение к различным культурным слоям – позволяет говорить о пограничности иронического авангарда и постмодернизма.

Ведущим литературным приемом, формирующим художественный строй рассказов писателя и выражающим главную авторскую идею, становится у Пьецуха пародия, а традиционным жанром – анекдот: бытовой («Драгоценные черты», «Русские анекдоты»), исторический («Роммат»), философский («Новая московская философия»). Особая привлекательность этой литературной формы не в последнюю очередь состоит в том, что анекдот чрезвычайно демократичен. Смех уравнивает и сближает всех, а вот правда может вызывать и то, что Гоголь называл «смехом сквозь слезы». Кроме того, в анекдоте человек раскрывается сразу и целиком в одной ситуации, реплике или детали. У Пьецуха есть чувство жанра: очень тонко уловив литературную ситуацию, этот писатель, историк по образованию, ироник по взглядам на действительность, нашел свою нишу в современной словесности и стал известен, главным образом, как автор произведений, в основе которых лежат байка, анекдот, пародия, парадокс.

В чем только не обвиняли писателя критики: и в бесконечных самоповторах, и в настырном прокручивании одних и тех же сюжетов (главным образом – сюжета «снова пьют там, дерутся и плачут»), и в отсутствии оригинальности, и в пренебрежении эстетикой в угоду «правде жизни»…

Попробуем предложить учащимся самостоятельно, «с текстами в руках» решить вопрос о достоинствах и недостатках этой прозы.

Думается, что знакомство с творчеством Пьецуха имеет смысл проводить в системе параллелей с классикой. Говоря о жанре анекдота, на уроке вполне уместно вспомнить произведения раннего Чехова, Зощенко, Булгакова-фельетониста, Шукшина и, может быть, Довлатова.

 

Домашнее задание
к уроку предполагает подготовку несколькими группами учащихся материала, ориентированного на следующие вопросы и задания:

  1. Выпишите из толкового словаря определение анекдота.

  2. Найдите примеры произведений этого жанра в русской литературе и выделите их основные черты. (Учитель может сам предложить учащимся произведения для самостоятельного рассмотрения, например рассказы А.П. Чехова «Смерть чиновника», «Злоумышленник»; фельетоны М. Булгакова «Охотники за черепами», «Гнилая интеллигенция»; рассказы М. Зощенко «Аристократка», «Беда», «Игра природы», «На живца», «Операция», «Обезьяний язык»; рассказы В. Шукшина «Мой зять украл машину дров», «Бессовестные»; рассказ С. Довлатова «Лишний» и фрагменты циклов «Компромисс» и «Чемодан».)

  3. Как бы вы определили ведущие мотивы выбранного вами рассказа? Каково авторское отношение к изображаемому, как оно открывается в тексте?

  4. Кто, с точки зрения писателя, виноват в том, что жизни, «которая должна быть», нет, – человек или мир? Как наладить жизнь (версия вашего автора)?

  5. Как вы расцениваете данный анекдотический сюжет: как сдвиг нормы вещей или как закономерное проявление всеобщего неблагополучия человеческого бытия?

  6. Кажутся ли вам современными рассказы писателя?

На уроке строим работу по такому плану:

  1. Групповая работа (реализация домашнего задания).

  2. Чтение рассказов Пьецуха из цикла «Драгоценные черты»6(каждой группе предлагается один рассказ).

  3. Письменное задание (рассчитано на две-три минуты урока): Какие ассоциации возникают у вас в связи с названием цикла, о чем здесь пойдет речь?

 


1 Пьецух В. Драгоценные черты // Дружба народов. № 5, 6. 1995
2 Запись темы делается на доске после выполнения учащимися на уроке задания 1.
3 А.П. Чехов о литературе. М., 1955.
4 Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1999.
5 Зубова Л.В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. М., 2000.
6 Пьецух В. Драгоценные черты // Дружба народов. № 4, 5. 1995.

 


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности