Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

УРОК-МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ Е.ЗАМЯТИНА «ДРАКОН»

Татьяна АЛЕКСЕЕВА,
методист по русскому языку и литературе
НМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Приложение

      В литературном процессе, как и в жизни, многое связано. Интересно заметить эту связь, общность подходов, мотивов, идей, общность восприятия мира.

      Во вступлении в поэме «Реквием» Ахматова напишет со свойственной ей внешней бесстрастностью:

Это было, когда улыбался,
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.

      В рассказе Замятина «Дракон» зафиксировано начало неумолимого движения Души Петербурга «вон из человеческого мира», у Ахматовой, внутри этого бесчеловечного мира жившей, спокойная и горькая, с точным выбором уничижительных слов («болтался», «привеском») констатация того, каким стал этот город, этот мир, - конец процесса расчеловечения. «Дракон» победил.

      Письменный ответ:
          Какие литературные произведения, образы, строки, на ваш взгляд, перекликаются с рассказом Е.Замятина «Дракон» и чем? Постарайтесь обосновать свою точку зрения.

*Возможно, вам помогут приведенные ниже отрывки из произведений.

Александр Блок «Двенадцать»

                      2
…Гуляет ветер, порхает снег,
Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,
Кругом – огни, огни, огни…

В зубах - цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

Холодно, товарищи, холодно!..

                      8
Ох ты, горе-горькое!
Скука скучная,
Смертная!

Уж я времячко
Проведу, проведу…

Уж я темячко
Почешу, почешу…

Уж я семячки
Полущу, полущу…

Уж я ножичком
Полосну, полосну!..

Январь 1918

Тэффи

       «Увиденная утром струйка крови у ворот комиссариата… перерезывает дорогу жизни навсегда. Перешагнуть через нее нельзя. Идти дальше нельзя. Можно только повернуться и бежать».

Эссе. 1918.

Николай Гумилев «Заблудившийся трамвай»

Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы, -
Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня.
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня. <...>

Вывеска… Кровью налитые буквы
Гласят - зеленая, - я знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.

В красной рубашке, с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь, в ящике скользком, на самом дне. <...>

Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине.
Там отслужу я молебен о здравье
Машеньки и панихиду по мне. <...>

1921

Евгений Шварц «Дракон»

Ланцелот. Эльза, я не тот, что был прежде. Видишь?
Эльза. Да. Но я люблю тебя еще больше.
Ланцелот. Нам нельзя будет уйти…
Эльза. Ничего. Ведь и дома бывает очень весело.
Ланцелот. Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом из них придется убить дракона.
Мальчик. А нам будет больно?
Ланцелот. Тебе – нет.
1-й горожанин. А нам?
Ланцелот. С вами придется повозиться.
Садовник. Но будьте терпеливы, господин Ланцелот. Умоляю вас – будьте терпеливы… Сорную траву удаляйте осторожно, чтобы не повредить здоровые корни. Ведь если вдуматься, то люди, в сущности, тоже, может быть, пожалуй, со всеми оговорками, заслуживают тщательного ухода.

1943


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности