Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

УРОК-МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ Е. ЗАМЯТИНА «ДРАКОН»

(Чтение с остановками)

Татьяна Алексеева,
методист по русскому языку и литературе
НМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Когда говорят о необходимости внедрения в школьную практику современных технологий, речь идет не только об использовании компьютеров. Современные технологии – это прежде всего новые пути «добывания» информации и работы с ней, новые взаимоотношения «учитель - ученик», деятельностный характер обучения.

Технологии развития критического мышления (ТРКМ) вызывают сегодня большой интерес учителей. Среди приемов использования ТРКМ есть такой, как «чтение с остановками». Главная цель урока литературы – воспитание настоящего читателя, развитие читательского вкуса, умения видеть текст и осмыслять его, и здесь важность этого приема переоценить трудно.

Возможно, использование ТРКМ – это путь к избавлению школьника от малополезного, механического чтения огромных томов. Чего стоят 6000 страниц «Тихого Дона»! Положа руку на сердце – кто из детей – да и учителей! – внимательно прочел его полностью? Может быть, это путь к настоящему чтению – к чтению со стремлением многое замечать, делать читательские открытия, осмыслять, путь к умению видеть мастерство писателя.

Неприятно признавать, но новые технологии на уроках сейчас часто используются… ради самих новых технологий. Их можно встретить на открытых уроках, явно «выламывающихся» из программы по литературе, т.е. никакого отношения к прохождению программы не имеющих. При страшной ее перегруженности отдать 2-3 урока «под мастерскую» можно только при условии, что в школе «гости», которым надо показать «парадный урок».

Предлагаемая Вашему вниманию мастерская по «Дракону», рассчитанная на два учебных часа, легко вписывается в программу как 10, так и 11 класса. Ее целесообразно провести при обучении написанию рецензии – как практическую работу по ее подготовке. Можно дать в 11 классе - вместо рекомендованного для анализа в учебнике под ред. В.В.Агеносова рассказа Замятина «Пещера», трудного даже для сильных учащихся.

Рассказ «Дракон» необыкновенно ценен тем, что доносит до учащихся «воздух эпохи», позволяет поднять важные нравственные проблемы и при малом объеме (следовательно, при минимальных временных затратах) служит прекрасным материалом для исследования писательского мастерства.

Текст рассказа вполне помещается на листе формата А4. Мы делим его на пять частей, разрезаем и предлагаем читать «по частям», каждый раз закрепляя свою рефлексию путем записей в таблице и прогнозируя дальнейшее содержание рассказа.

 

Ход урока

Сначала на доске и в тетрадях должно появиться просто слово «дракон», без сообщения имени автора и названия урока. Как показал опыт, иначе мы не сможем добиться «чистой» рефлексии и в сознании ребят, особенно читающих, пойдет рефлексия «литературная» - и на «Дракон» Е.Шварца, и на имя писателя.

  • Дракон… Запишите ассоциативный ряд к этому слову. При чтении подчеркивайте слова, которые записали и вы, и ваши коллеги по классу. Можно также дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.

  • Как обычно выглядит дракон? Каково его «цветовое решение»?

  • Где встречается этот образ?

Это начало урока нравится учащимся. Ассоциативный ряд выстраивается легко, цветовое восприятие слова, как правило, одинаковое ( обычно зеленый и красный цвета). Важно подчеркнуть, что это существо мифическое, сказочное.

Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске.

Считаете ли вы слово «Дракон» удачным для названия рассказа? Почему?

Ожидаемое содержание (время, место, сюжет) рассказа с таким названием (краткая запись в тетрадях, чтение).

Название рассказа ребята считают удачным – короткое, емкое, звучное слово, сразу привлекающее внимание. Они легко фантазируют, предвосхищая сюжет, и чем дальше их версия будет от замятинского рассказа, тем интереснее.

Сообщение цели и задач урока. Запись на доске и в тетради:

Евгений Замятин. «Дракон»

…Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперед, предугадать дальнейшее, - словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз.

А какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Почему?

Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, к каким писателям относится Е.Замятин – к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а то и ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета.

Чтобы закрепить наши впечатления, начертим небольшую таблицу и будем заполнять ее по мере чтения рассказа.

 

Место фрагмента в тексте

Повороты сюжета, образы, слова, художественные детали и др.

«Ожидаемое» «Неожиданное»

Место действия (экспозиция)

   

Главный герой (портрет)

   

Развитие действия (диалог в трамвае)

   

Кульминация (воробьеныш)

   

Развязка

   

 


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности