Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков


Город и герой

Урок 1-2

(продолжение)

      Обозначена в романе и традиционная для "петербуржской литературы" тема "двойничества": среди встреченных героем в Шереметевском дворце литераторов есть и … "Сергей Носов <…>. Когда мы с ним познакомились, он первым делом попросил не путать с другим Сергеем Носовым, потому что их два и оба пишут. Мне объяснили потом, что их на самом деле четыре, если не пять, но я не читал ни одного, а потому так и не знаю, который же был тот" (с.159-160).
Один из важнейших компонентов "петербургского мифа" - традиционный герой особой "петербуржской литературы" (от гоголевской "Шинели" до "Петербурга" А. Белого), так называемый "маленький человек", становящийся жертвой иррациональных, стихийных сил. Трансформация образа "маленького человека" - еще один элемент структуры романа Сергея Носова.
Олегу Николаевичу Жильцову предуготована роль жертвы - в финале романа герой как будто бы догадывается, что общество библиофилов-антропофагов последовательно пожирает своих членов (Тереньева, Зою Константиновну, Юлию…)22. Исследуя пометы на полях "Кулинарной книги", Жильцов обнаруживает красноречивые свидетельства добровольных приготовлений Терентьева к жертвенному закланию: "…Но мы ценим жертвенность как одержимость… Мы ценим жертвенность как страсть… как высшее проявление преданности идее…" (с.208) 23. (Заметим, что само по себе изучение этих помет-маргиналий подтверждает полноправное членство героя в обществе библиофилов, где занимаются не столько чтением книг, сколько маргиналистикой.24) Предметом хищного интереса Долмата Фомича и его соратников является некая "изюминка" Жильцова - та внутренняя музыка, которая живет в герое, "живет, да не выходит", поскольку у Олега Николаевича
"начисто отсутствует музыкальный слух" и чувство ритма. Подобно тому как, изучая пометы на полях книг, члены общества пытаются получить знание об интерпретациях текста предыдущими поколениями его читателей, глубже проникнуть в тайный смысл написанного, буквально "вгрызться" в продукт чужого творчества, их целью становится извлечение истинного, непродажного, принципиально не отчуждаемого творческого, духовного начала в герое25.


22 Можно обратить внимание на этимологическую связь слов жертва и пожирать, происхождение их от общеславянского корня *gьr-, восходящего к индоевропейскому *guer- - превозносить, восхвалять.

23 Как заметил один из героев романа "Бесы", "не ты съел идею, а идея съела тебя".

24 "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя", - заметил Ленин в статье "Партийная организация и партийная литература", которую наизусть учили многие поколения советских школьников.
Любопытно, что первичное значение латинского marginalis - находящийся на краю - расслоилось затем во французском употреблении на весьма далекие друг от друга значения (marginal - это и написанный на полях рукописи, книги, и (о человеке) находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни; находящийся на периферии общества), что затем дало в русском языке два различных слова с этим корнем - маргиналии и маргинал. Оказывается, что предметом изучения маргиналистов могут служить как книги, так и люди, подобные Жильцову. Своего рода парафраз пушкинского "не продается вдохновенье, хоть можно рукопись продать".

25 Напомним также и еще об одном литературном тексте, герой которого выбирается на роль жертвы и оказывается приговоренным к смертной казни по причине того, что обладает неким особым даром, отличающим его от других, - "Приглашении на казнь" В. Набокова. Впрочем, эта традиция идет, пожалуй, еще от "Молота ведьм", который трудно назвать художественным произведением. Исследователи проскрипционных списков времен средневековой инквизиции давно обратили внимание на то обстоятельство, что с именем очередного "слуги дьявола" нередко соседствует эпитет "самый" - самый толстый, самый рыжий, самый лучший портной и т. п.


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности