"Все во мне и я во всем"
Урок по рассказу Дмитрия Бакина "Сын дерева"
Печатается в сокращении. Полный вариант статьи
в кн.:
Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ века.
Уроки современной русской литературы. СПб.: "Паритет", 2001
Урок посвящен пока еще малоизвестному,
хотя и получившему уже несколько литературных премий писателю, сопоставляемому
критикой то с Фолкнером, то с Платоновым, автору, ставшему продолжателем
классических традиций русской литературы благодаря той системе четких
нравственных ориентиров, в которую встроены сюжеты его произведений. Обращение
к творчеству Дмитрия Бакина продиктовано тем, что произведения писателя,
не так давно пришедшего в литературу, сразу продемонстрировали талант
яркий, неординарный, самобытный. Во Франции после выхода там сборника
его рассказов Бакина называют "русским Камю", современная критика сравнивает
его с А. Платоновым, а "у тех, кто читал Фолкнера,
в первую очередь, возникают ассоциации с автором "Авессалома""
(Степанян К. Реализм как преодоление одиночества // Знамя.
№ 5. 1996).
В произведениях писателя отчетливо
видна особая система поэтики: затянутость экспозиции, медленное разворачивание
сюжета, смещение кульминации ближе к финалу текста. Поставленные автором
проблемы драматичны, и бакинский герой оказывается с ними один на один.
Кроме того, персонажем часто становится человек с травмированным сознанием
или физическим недостатком, лишенный возможности вести полноценную жизнь.
Мытарства такого искалеченного сознания в трансформированной им же реальности
и рисует Бакин в своих рассказах. И часто за алогизмом поведения героев
писателя скрывается глубинная человечность, альтруизм, желание защитить
близких. Может быть, Дмитрий Бакин тем нас и удивил, что оказался вызывающе
несовременным.
Рассказ "Сын дерева" (Бакин
Д. Сын дерева // Знамя. № 1. 1998) требует едва ли не исследовательского
подхода. Прежде всего, обращают на себя внимание особый, насквозь метафорический
язык, множество ассоциаций, которые рождает текст, необычное построение
диалогов.
Задания к уроку
Еще до чтения произведения
можно предложить учащимся такое письменное задание:
"В языке бытуют устойчивые выражения, которые закреплены
культурным, историческим, религиозным контекстами: "Сын Человеческий",
"сын Земли", "сын России". Попробуйте на основе предложенного словосочетания – заголовка рассказа "Сын дерева" – предположить, о ком или о чем пойдет
речь, и, может быть, "сконструировать" гипотетический сюжет. Каким вы
представляете себе сына дерева, что рисует ваше воображение?".
Эти работы не собираются, и только после
их выполнения учащиеся читают рассказ, и им предлагаются следующие вопросы
для самостоятельного рассмотрения:
- Неожиданным ли оказалось для вас содержание "Сына дерева"?
- Что из ваших предположений совпало с текстом, что поразило, запомнилось,
вызвало недоумение, потребовало обсуждения, разговора?
- На какие вопросы, возникшие в процессе чтения, вам хотелось бы получить
ответы?
В качестве домашней
работы к уроку предлагаются групповые задания:
-
Подберите однокоренные слова к слову дерево.
Какие из них оказались многозначными? Какие значения могут иметь отношение
к образу героя рассказа? Составьте словосочетания со словом дерево/древо,
имеющие метафорическое значение.
-
Текст "Сына дерева" начинается фразой: "Первым
родился – первый, вторым родился – второй, третьим родился мертвый.
Так я хочу начать рассказ о себе". Напишите "биографию" героя
и ответьте на вопрос: "Утверждается или опровергается в тексте рассказа
определение "мертвый" применительно к герою?"
-
Выпишите из текста все авторские определения понятий
дом, семья, род и прокомментируйте их,
используя "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даля
и четырехтомный "Словарь русского языка" под редакцией А.П. Евгеньевой
-
Почему все диалоги, все реплики других героев переданы
в речи сына дерева? Выпишите глаголы, "вводящие" речь других персонажей,
и прокомментируйте их.
Можно также предложить
индивидуальные задания к уроку:
- Проанализируйте символику цвета в рассказе.
- Определите, в чем состоят особенности хронотопа рассказа.
|