Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

"Все во мне и я во всем"
Урок по рассказу Дмитрия Бакина "Сын дерева"

Печатается в сокращении. Полный вариант статьи в кн.:
Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ века.
Уроки современной русской литературы. СПб.: "Паритет", 2001 

 

Урок посвящен пока еще малоизвестному, хотя и получившему уже несколько литературных премий писателю, сопоставляемому критикой то с Фолкнером, то с Платоновым, автору, ставшему продолжателем классических традиций русской литературы благодаря той системе четких нравственных ориентиров, в которую встроены сюжеты его произведений. Обращение к творчеству Дмитрия Бакина продиктовано тем, что произведения писателя, не так давно пришедшего в литературу, сразу продемонстрировали талант яркий, неординарный, самобытный. Во Франции после выхода там сборника его рассказов Бакина называют "русским Камю", современная критика сравнивает его с А. Платоновым, а "у тех, кто читал Фолкнера, в первую очередь, возникают ассоциации с автором "Авессалома"" (Степанян К. Реализм как преодоление одиночества // Знамя. № 5. 1996).

В произведениях писателя отчетливо видна особая система поэтики: затянутость экспозиции, медленное разворачивание сюжета, смещение кульминации ближе к финалу текста. Поставленные автором проблемы драматичны, и бакинский герой оказывается с ними один на один. Кроме того, персонажем часто становится человек с травмированным сознанием или физическим недостатком, лишенный возможности вести полноценную жизнь. Мытарства такого искалеченного сознания в трансформированной им же реальности и рисует Бакин в своих рассказах. И часто за алогизмом поведения героев писателя скрывается глубинная человечность, альтруизм, желание защитить близких. Может быть, Дмитрий Бакин тем нас и удивил, что оказался вызывающе несовременным.

Рассказ "Сын дерева" (Бакин Д. Сын дерева // Знамя. № 1. 1998) требует едва ли не исследовательского подхода. Прежде всего, обращают на себя внимание особый, насквозь метафорический язык, множество ассоциаций, которые рождает текст, необычное построение диалогов.

Задания к уроку

Еще до чтения произведения можно предложить учащимся такое письменное задание: "В языке бытуют устойчивые выражения, которые закреплены культурным, историческим, религиозным контекстами: "Сын Человеческий", "сын Земли", "сын России". Попробуйте на основе предложенного словосочетания – заголовка рассказа "Сын дерева" – предположить, о ком или о чем пойдет речь, и, может быть, "сконструировать" гипотетический сюжет. Каким вы представляете себе сына дерева, что рисует ваше воображение?".

Эти работы не собираются, и только после их выполнения учащиеся читают рассказ, и им предлагаются следующие вопросы для самостоятельного рассмотрения:

  1. Неожиданным ли оказалось для вас содержание "Сына дерева"?
  2. Что из ваших предположений совпало с текстом, что поразило, запомнилось, вызвало недоумение, потребовало обсуждения, разговора?
  3. На какие вопросы, возникшие в процессе чтения, вам хотелось бы получить ответы?

В качестве домашней работы к уроку предлагаются групповые задания:

  1. Подберите однокоренные слова к слову дерево. Какие из них оказались многозначными? Какие значения могут иметь отношение к образу героя рассказа? Составьте словосочетания со словом дерево/древо, имеющие метафорическое значение.

  2. Текст "Сына дерева" начинается фразой: "Первым родился – первый, вторым родился – второй, третьим родился мертвый. Так я хочу начать рассказ о себе". Напишите "биографию" героя и ответьте на вопрос: "Утверждается или опровергается в тексте рассказа определение "мертвый" применительно к герою?"

  3. Выпишите из текста все авторские определения понятий дом, семья, род и прокомментируйте их, используя "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даля и четырехтомный "Словарь русского языка" под редакцией А.П. Евгеньевой

  4. Почему все диалоги, все реплики других героев переданы в речи сына дерева? Выпишите глаголы, "вводящие" речь других персонажей, и прокомментируйте их.

      Можно также предложить индивидуальные задания к уроку:
  1. Проанализируйте символику цвета в рассказе.
  2. Определите, в чем состоят особенности хронотопа рассказа.

 


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности