Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков


Город и герой

Урок 1-2

(продолжение)

      Попробуем вместе с учащимися обнаружить в тексте какие-либо из подобных отсылок к литературной классике - от знакомого с детства "картина, корзина, картонка и маленькая собачонка" (с. 31) до пушкинского "народ безмолвствует" (с.44)8 - но в первую очередь к изучаемым в школе романам Достоевского (подробнее см. здесь).

Сравним:

"Преступление и наказание":

"Член общества, или Голодное время":

- он был задавлен бедностью - не было ни копейки
- возвратясь с Сенной, он бросился на диван - добравшись до дома, рухнул на койку
- в первое мгновение он думал, что сойдет с ума - еще чуть- чуть и сошел бы с ума
- мнителен и ипохондрик - восторг и ипохондрия


      Отметим, что прибегает Сергей Носов и к такому излюбленному приему Достоевского, как символика чисел9: 33 ("число Христа" - возраст, в котором Мессия стал Спасителем, принеся искупительную жертву) книги прочитаны героем за "три дня и три ночи" (в фольклоре - некий неопределенно длительный период времени, переживаемый сказочным героем перед достижением цели). Значима и дата 1991 год - не только год переворота, Эпоха Великого Катаклизма, "голодное время", но одновременно и юбилейный год Достоевского (170 лет со дня рождения и 110 лет со дня смерти) и Моцарта (двухсотлетие со дня смерти), и дата-"перевертыш", "число зверя о двух перестроечных головах". В романе девять глав и "нумерологическое" название последней ("Страница номер шесть") - аллюзия на чеховский рассказ о сумасшедшем доме - замыкает круг повествования о безумии окружающего мира, которое становится следствием подмены вечных, духовных, "достоевских" ориентиров человеческого существования стремлением к удовлетворению сиюминутных, материальных, "гастрономических" потребностей.
      Откровенно "достоевской" выглядит и топонимика романа (Сенная площадь, Садовая, Горсткин мост, набережная Фонтанки), и в героях "Члена общества…" причудливо преломляются осколочные черты многих персонажей Ф.М. Достоевского.

      На следующем этапе урока, анализируя некоторые из образов романа Носова, попробуем обнаружить еще один ключ к тайне текста.
      Долмат Фомич Луночаров - таинственный незнакомец, встреченный Жильцовым по пути из магазина "Букинист"10
, - уже по созвучию фамилий может быть сопоставлен с Лужиным из "Преступления и наказания". Просим школьников сравнить описания этих героев:

Лужин: "Господин немолодых уже лет", "все платье его было только что от портного", "светло выбритый блиставший подбородок".
Луночаров: "Субъект зрелых лет, худощав, гладко выбрит; он неприятно-неприятно доброжелательно улыбался. И еще: несмотря на жару он был в костюме. И костюм был с иголочки".

8 Заметим, что целью этого задания ни в коем случае не является сплошная выборка таких реминисценций. Излишне дотошный исследователь рискует пережить досаду Владимира Набокова, который в комментариях к "Евгению Онегину" сетовал, что не может раскрыть в одной из строф аллюзию на стихи некоего английского поэта, ибо тот творил полвека спустя после Пушкина.

9 Подробнее об этом см.: Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание": Комментарий. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1985.

10 "Никогда не разговаривайте с неизвестными!" - предупреждал Булгаков.


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности