Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков


Город и герой

Урок 1-2

(продолжение)

Комментарий для учителя

      Превосходно сказал кто-то из критиков: литература бывает хорошая, плохая и ленинградская. В Питере эту шутку воспримут как святую правду. Разве что уменьшат число дефиниций: литература бывает петербургская (по географическому положению) и петербуржская (по духовному содержанию).
      Роман "Член общества, или Голодное время", вышедший из-под пера Сергея Носова, молодого автора, ставшего за последние годы номинантом двух самых престижных литературных премий - "Букер" и "Национальный бестселлер", - можно определить как "петербургский" и "петербуржский" одновременно 2.

      "Петербургский" - потому, что образ нашего города играет в архитектонике текста роль краеугольного камня, фундамента, незыблемого основания, на котором зиждутся сюжетные построения. "Петербуржский" - хотя бы потому, что фоном, на котором разворачивается действие, полноправным героем романа, предметом для исследования, объектом изучения, материалом для интерпретации становится здесь не столько образ Петербурга, сколько "петербургский миф" и "петербургский текст".
      По замечанию одного из исследователей, "петербургский миф - петербургский текст - не дан раз и навсегда, он принципиально не окончен, неокончателен; его наращивает история, его трансформирует не только постоянно меняющаяся культурная ситуация, но и каждый хотя бы в чем-то новый взгляд, новое слово о нем"3.

      "Особая петербуржская литература", как писал Аполлон Григорьев, возникает в середине Х1Х столетия. Основные мотивы ее - это традиционный романтический мотив двойничества, мотив мести погибших строителей города, но главное - тема так называемого "маленького человека" и его яростного сопротивления болезненному притяжению и гибельному соблазну урбанизма, мистике городской цивилизации.

      Предложим школьникам задание на атрибутирование классических "петербургских текстов" и сформируем итоговый вопрос этой работы:

Какой образ Петербурга возникает в произведениях этих авторов?

 

2 Знаменательно, что Сергей Носов является одним из участников поэтической антологии "Поздние петербуржцы" (СПб, 1995). Это обстоятельство представляется нам важным не только потому, что в романе "Член общества…" можно расслышать отзвуки многих тем и мотивов стихотворений Носова, но и потому, что образ автора/рассказчика/главного героя романа отчетливо коррелирует с собирательным образом "позднего петербуржца", который, по замыслу составителя антологии, Виктора Топорова, представляет собой "автопортрет современного интеллигента в интерьере отечественной истории и культуры". Как замечает критик Андрей Арьев, российский интеллигент - это и есть питерский "маленький человек", тип личности, выработанный Петербургским периодом русской истории и оставшийся за него представительствовать до нынешнего дня. Путеводным ориентиром "поздних петербуржцев" эпохи застоя сделалось стремление к духовному освобождению, которое "достигалось через предпочтение "вечных ценностей" - "историческим", "изгойства" - "успеху" и "абсурда" - "логике". Соответственно и вся эстетика этого круга авторов строилась на внеположных формальной логике оппозициях. "Реальности" здесь предпочли не "иллюзию", а еще более грубую реальность, "победителям" - "непобежденных". И всему на свете - "маленького человека". Однако ж - с душой, талантом и амбициями "гения". Собственно говоря, в этом вся суть экзистенциального порыва, овладевшего художниками с невских берегов: создать гения по образу и подобию "маленького человека". <…>

И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам...

      Эти стихи Анны Ахматовой конгениально выражают дух петербургского творчества. Петербургский художник не остерегается ни слишком земного, ни "слишком человеческого": в них он ищет и находит отражение небесного и внечеловеческого. <…> Таков потаенный смысл "надменной улыбки" уязвленного вечностью "позднего петербуржца"". (А. Арьев. Свидание после развода: Антология "Поздние петербуржцы" // Новый мир. 1996. № 1)

3 А. Барзах. Изгнание знака // Метафизика Петербурга. Спб., 1993. Подробнее о петербургском мифе и петербургском тексте см. следующие издания:

Анциферов Н.П. Непостижимый город. Л., 1988
Долгополов Л. Миф о Петербурге и его преобразование в начале века // Долгополов Л. На рубеже веков. Л., 1985
Качурин М.Г., Кудырская Г.А., Мурин Д.Н. Санкт-Петербург в русской литературе. СПб., 1996
Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры. Петербург: Труды по знаковым системам. Вып. ХYШ. Тарту, 1984
Метафизика Петербурга. СПб., 1993
Топоров В.Н. Образ Петербурга и петербургский текст русской литературы // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1994
Шубинский В.И. Город мертвых и город бессмертных: Об эволюции образов Петербурга и Москвы в русской культуре ХYШ-ХХ веков // "Новый Мир" 2000, №4

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности