Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков


ГОРОД   И   ГЕРОЙ
Урок по роману Сергея Носова "Член общества, или Голодное время"

Роман опубликован в журнале «Октябрь» 2000, №5 (magazines.russ.ru)

Авторы урока© С. Белокурова и С. Друговейко
Санкт-Петербург 2003 г.

Урок 1-2

Нет другого места в России, где
бы воображение отрывалось с такой легкостью от
действительности:
русская литература возникла с появлением Петербурга.
 
И. Бродский   

- На грани банала
счастье наше: идем по каналу
- Огибая Сенную.
 
С. Носов   

Вопросы и задания к уроку 1

  1. Город - какой он? Подберите к топониму Петербург определения, с которыми прочно связывалось имя нашего города в различные исторические эпохи.

  2. Найдите в первой главе романа "Член общества, или Голодное время" цитаты и реминисценции из литературных произведений (в первую очередь из текстов Ф.М. Достоевского).

  3. Групповое задание. Значения каких слов обыгрываются в тексте романа? Составьте словарь такой многозначной лексики.

  4. Cимволика имен. Какие литературные ассоциации вызывают в вашем сознании имена героев Носова?

  5. 5. Групповое задание. Сопоставьте роль детективного элемента в романах Достоевского и Носова.

  6. Какова роль "литературной" ("достоевской") составляющей петербургского мифа в тексте Сергея Носова?

  7. Выпишите из текста указания на исторические события, эпоху, в которую происходит действие, и определите значение этих деталей.

  8. Какие элементы других эпох истории нашего города присутствуют в тексте романа?

  9. Какие традиционные элементы "петербургского мифа" трансформируются в романе?

  10. Найдите в тексте все упоминания о музыке. Какова роль "внутренней музыки" в создании образа героя?

  11. Индивидуальное задание: История Дома писателей и его архитектура.


Итоговая письменная работа:
Роль образа города в романе С. Носова "Член общества, или Голодное время"

 

1 Большое количество вопросов и заданий для изучения романа мотивировано сложностью текста и тем, что учитель должен иметь выбор: на те вопросы, которые он считает ключевыми, отводится больше времени урока, менее же существенные, с его точки зрения, для понимания концепция произведения он может опустить.


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности