Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская современная литература. Методические разработки уроков

УРОКИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Авторский комментарий

Автор пишет только половину книги:
другую половину пишет читатель

Джозеф Конрад


       Как известно, школьные уроки литературы не ставят своей целью подготовку профессиональных литературоведов или писателей. Их задача состоит в том, чтобы воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге - помочь становлению и формированию личности. Но по причине вечного цейтнота учитель, как правило, вовсе не касается произведений последнего десятилетия. Новейшую литературу ученику приходится "осваивать" самостоятельно, например при подготовке в вуз. Ведь большинство высших учебных заведений в качестве так называемой "свободной" темы предлагает как раз такие, которые связаны с современной литературой:

  • Новые имена в литературе 80-90-х годов
  • Мой современник на страницах произведений 80-90-х годов
  • Современное крестьянство в литературе последних лет
  • Тема отцов и детей в современной литературе
  • Новое поколение в литературе 80-90-х годов
  • Нравственные проблемы в литературе 60-90-х годов и т. п.

      Таким образом, знакомство с этим пластом нашей словесности совершенно необходимо как учителям-словесникам, так и старшеклассникам.
      Недостаток учебных пособий по современной литературе диктует насущную необходимость помочь и преподавателю, и школьнику в освоении нового для них по тематике и проблематике материала. Как показывает практика, произведения, недавно вошедшие в наш литературный обиход, вызывают живой интерес старшеклассников, рождают непосредственный отклик, требуют вдумчивого осмысления. Поддержать, закрепить, развить этот интерес в устойчивую читательскую позицию - одна из главных задач учителя.
      Отнюдь не случайно в последнее время все большее и большее внимание учителей-словесников привлекают такие писатели, как В. Маканин, О. Ермаков, Д. Бакин, С. Довлатов, В. Пьецух, Ю. Буйда, Б. Екимов, творчество которых просто взывает к школьному изучению. Эти авторы возвращают литературу сегодняшнюю к лучшим традициям классики, таким образом обозначая преемственность с прошлым. Писатели - наши современники, несомненно, обращены к "универсальному", к общечеловеческим проблемам: "отцы" и "дети", любовь и ненависть, война и мир, грех и расплата, добро и зло… Их рассказы и повести различны по тематике, зачастую контрастны по стилю. Но существенно более значимым представляется то, что их объединяет: гуманистическая направленность и обращение к проблемам, всегда занимавшим русскую литературу: "мысль семейная", "человек и война", "герой своего времени", "человек на земле", "человек и социум", "русский национальный характер".

     Размещенный на страницах сайта материал - фрагменты нашей книги (Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ века. - СПб.: Паритет, 2001), которая предлагает цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов. Книга адресована как учителям, так и ученикам и позволяет решить целый ряд задач, связанных с освоением новейшей литературы и подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам.

     В книге представлены варианты уроков и сочинения по следующим темам:

  • "Мысль семейная" (человек в кругу семьи) - Дмитрий Бакин "Сын дерева", "Страна происхождения"

  • "Путь в герои" (выбор жизненного пути) - Алексей Цветков "Герой рабочего класса"; Валерий Залотуха "Последний коммунист"

  • "Ах, война, война… Болеть нам ею - не переболеть…" (человек и война) - Владимир Маканин "Кавказский пленный"; Олег Ермаков "Последний рассказ о войне"

  • "Человек создан для счастья" (быт и мечта) - Юрий Буйда "Фарфоровые ноги", "Ванда-Банда"

  • "Чудо в земле обетованной" (общественное благо и счастье человека) - Юрий Буйда "Отдых на пути в Индию", "Чудо о Буянихе"

  • "О дивный новый мир" (человек и социум) - семинар по романам Евгения Замятина, Джорджа Оруэлла, Олдоса Хаксли, Владимира Войновича

  • "Умом Россию не понять…" (русский национальный характер) - Вячеслав Пьецух "Драгоценные черты"

  • "Все начинается с земли…" (человек на земле) - Борис Екимов "Пиночет", "Фетисыч", "Пастушья звезда"

  • "Свобода как нравственная категория" (человек за колючей проволокой) - Сергей Довлатов "Зона"; Александр Солженицын "Один день Ивана Денисовича"; Варлам Шаламов "Колымские рассказы"; Георгий Владимов "Верный Руслан"

  • "Интеллигентность в России - это прежде всего независимость мысли" (русская интеллигенция в испытаниях временем) - Юрий Трифонов "Обмен"; Сергей Довлатов "Чемодан"

  • "Блеск и нищета популярного жанра" (детектив, фантастика, авантюрный роман) - Борис Акунин "Азазель"; Михаил Успенский "Там, где нас нет"; Михаил Веллер "Приключения майора Звягина"

      Осмелимся предположить, что представленные материалы окажут существенную помощь в организации изучения современной литературы.

C. Белокурова, C. Друговейко


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности