Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА В 8 КЛАССЕ

Урок 2. Природа и любовь в поэзии Тютчева

(продолжение)

 

"Подводным течением" этого стихотворения, который и необходимо выявить вместе с восьмиклассниками, является проблема индивидуальности, точнее деиндивидуализации человеческой личности, человеческого "я", пришедшая в лирику Тютчева как отзвук натурфилософских воззрений Шеллинга. Еще в 1903 году в статье, написанной по поводу столетия со дня рождения поэта, А.Г. Горнфельд указывал: "… это ощущение потери личности <…> имело связь с одним из основных элементов его мировоззрения: с взглядом на человеческую личность. Исследование, еще не произведенное, выяснить связь этого воззрения Тютчева с ходячими учениями немецкой философии, популярными в эпоху его пребывания за границей; одно знакомство с Шеллингом чего стоит" (Горнфельд А. На пороге двойного бытия // Журнал для всех. 1903. № 6. С. 648).По мнению Б.Бухтштаба, Тютчева особенно привлекали в шеллингианстве "идеи, сулящие разорванной, отъединенной от мира душе исцеление в слиянии с цельным, единым, всеобщим" (Бухштаб Б. Я. Ф.И. Тютчев // Тютчев Ф.И. Полн. собр. стихотворений. Л., 1957. ("Библиотека поэта". Большая серия, изд. 2-е). С. 23).

Просим школьников найти в тексте стихотворения упоминания по крайней мере о четырех из известных нам пяти внешних чувств, свойственных человеку: зрении (тени сизые, цвет поблекнул, незримый), слухе (звук, дальний гул, слышен, тихий, утиши), обонянии (благовонный), осязании (смесились, зыбкий); впрочем, присутствует здесь намек и на пятое – вкус – в глаголе вкусить. Вся полнота ощущений, испытываемых человеком, выражена не только в гиперониме чувства, но и в обобщающей фразе в целом (чувства <…> переполни через край). Далее спросим учащихся, почему стихотворение наполнено восклицательными предложениями и почему восклицательные знаки в первой строфе нередко продолжаются многоточиями. Одинакова ли роль восклицательных предложений в первой и второй строфах? Выясняем, что в первой строфе звучат отчаяние, тоска, во второй – призыв, попытка преодоления тоски, обращение к мирозданью, воплощенному в образе "сумрака тихого, сонного, тихого, томного, благовонного", приятие мироустройства. После этого осмысляем и роль повелительного наклонения глаголов во второй строфе, обращаем внимание на движение времени (глаголы прошедшего времени (смесились, поблекнул, уснул, разрешились) сменяются причастием времени настоящего (слышен), и наконец – глаголами повелительного наклонения (лейся, залей, утиши, переполни, дай вкусить, смешай): так в диалектическом процессе перехода из одного состояния в другое, смены одного явления другим совершается взаимопроникновение бытия природы и жизни человеческой души. Именно такова роль психологического параллелизма, свойственного стихотворениям Тютчева в целом.

В завершение работы над текстом стихотворения просим учащихся определить размер произведения и попытаться объяснить, почему поэт избрал именно его. (Напомним, что использование того или иного формального средства построения стихотворения (ритма, размера, способа рифмовки) всегда является осознанным, всегда направлено на раскрытие авторского замысла. В частности, отдельные размеры стихотворного текста по-разному соотносятся с интонационным строением речи и, следовательно, выполняют в произведении различные художественные функции. Ямб – сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест – очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения. Эти естественные особенности во взаимодействии с историко-литературными традициями определяют тяготение отдельных стихотворных размеров к тем или иным жанрам и темам.)

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности