Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков
 

ГЕРОИ ИГОРЕВОЙ ПЕСНИ
(«Слово о полку Игореве», 9 класс)

Зверева Любовь Николаевна,
методист ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга,
учитель ГБОУ СОШ № 13
с углублённым изучением английского языка

 

Цели урока:
1. Развивать навыки работы с художественным текстом.
2. Учиться анализировать текст, находить авторские оценки героев и делать выводы.
3. Показывать, как через изображение нравственного облика героев автор приходит к идее «Слова…».
4. Воспитывать у учащихся интерес к истории страны, патриотические и гуманистические чувства.

Оборудование: текст «Слова о полку Игореве» в переводе Д.С. Лихачёва (http://gramma.ru/LIT/?id=2.1), презентация, аудиозапись арии князя Игоря из одноимённой оперы А.П. Бородина.

Раздаточный материал: карточки с вопросами о героях «Слова…»

Ход урока.

Слайд1

Создание проблемной ситуации: Начать наш разговор сегодня хотелось бы цитаты, которую я взяла в качестве эпиграфа.

Слайд 2«Слово о полку Игореве» отмечено печатью особой человечности, особенно внимательного отношения к человеческой личности… Автор «Слова» с исключительной внимательностью проникает в душевные переживания своих героев (Д.С. Лихачёв).

Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь? Какие цели урока вы бы поставили?

Учитель: Добавлю к сформулированным вами целям сегодняшнего урока следующие:

Цели урока:
- находить и интерпретировать авторские оценки героев и делать выводы;
- показать, как через изображение нравственного облика героев автор приходит к идее «Слова…».

Учитель: Мне хотелось бы обратить внимание ещё на одно высказывание:

«Человека создаёт земля. Без неё он ничто, но и землю создаёт человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образование от дикости». Эти слова принадлежат величайшему учёному ХХ века Д.С. Лихачёву, сделавшему так много для русской культуры. И в частности для того, чтобы древнерусская литература стала доступна современному читателю и засверкала перед ним во всем своём величии.

- Прав ли великий академик, считавший, что, ценя прекрасное в прошлом, мы становимся интеллектуально богатыми и здоровыми? Почему?
- В чем ценность «Слова…» для современного человека?

К этим вопросам мы вернёмся в конце урока.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с исторической основой произведения, историей его открытия и даже подошли к идее «Слова…». Как вы думаете, какое слово отражает идею «Слова о полку Игореве»? (Единение) Какие герои «Слова…» выражают эту идею? (Святослав, Ярославна, Игорь, Всеволод). Какие есть в этом произведении необычные на первый взгляд герои, образы которых помогают понять авторский замысел и идею произведения? Прошу вас в течение минуты подумать и обсудить варианты ответов на этот вопрос в парах. (Автор, Русская Земля, природа).

Учитель: Об этих героях «Слова о полку Игореве» мы и будем сегодня говорить.

Работа в группах: На столах лежат карточки с вопросами, которые помогут охарактеризовать героев. У вас есть 5 минут, чтобы в группе ответить на предложенные вопросы. Подумайте, каков главный принцип характеристики всех героев (Автор раскрывает характер героя через его отношение к насущным интересам отечества).

(Учащиеся работают в группе, дают общий ответ от группы, остальные слушают, делают записи в тетрадях, дополняют. На выступление каждой группы отводится не более 4 минут).

Учитель: Прежде чем вы представите свои размышления о героях произведения я хочу, чтобы вы послушали арию из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Кому из героев «Слова…» принадлежит эта ария? (князю Игорю). Какова главная мысль арии?

Слайд 3

Группа 1. Князь Игорь.

Вопросы карточки:
• Как ведёт себя Игорь во время затмения? Как характеризует его такое поведение (не забывайте, что хотя Русь уже приняла христианство, но в людях ещё сильна память о язычестве)?
• Каково отношение автора к князю Игорю? Как вы это определили?
• На ваш взгляд, автор осуждает или оправдывает князя Игоря? (Во время выступления группы демонстрируются слайды).

Слайд 4Слайд 5Слайд 6

 

 

- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РЕКОМЕНДАЦИИ
МЕТОДИКА: ЛИТЕРАТУРА,
XVIII-XX ВВ.
МЕТОДИКА: ЛИТЕРАТУРА,
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX В.
МЕТОДИКА: РУССКИЙ ЯЗЫК
СЕКРЕТЫ НЕСКУЧНЫХ УРОКОВ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности