Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

АВТОР И ЕГО ГЕРОЙ В РАССКАЗЕ И. БАБЕЛЯ «СОЛЬ»

Конспект урока литературы

(продолжение)

Т.И. Зазнобина,
учитель русского языка и литературы
гимназии № 24 Санкт-Петербурга

Слайд 8Этап V. Работа в группах

Итак, автор с определенной целью создает характер героя, судьбу, поступки. Обратим внимание на другие художественные особенности рассказа. Вам предстоит работать в группах по 4-5 человек. Перед вами на доске – темы заданий. Пусть один человек из группы выйдет и выберет тот пакет с заданием, тема которого его по какой-то причине привлекает.

(Слайд № 8)

 

 

 

Темы заданий и вопросы для работы в группах

Комическое и трагическое в рассказе

Роль пейзажа в рассказе

Система образов рассказа

Элементы сюжета рассказа

Мотив дороги в рассказе

1. Где в рассказе, на ваш взгляд, И. Бабель стремится вызвать комический эффект?

2. Каким образом? С какой целью?

3. Отметьте в тексте рассказа, с какого места повествование перестает быть забавным и появляется трагическая нота.

4. Как меняется отношение к Никите Балмашеву автора? Читателя?

1. Найдите в тексте рассказа описание ночи, зари.

2. Кому принадлежит такое образное описание: автору рассказа И. Бабелю или автору письма Балмашеву?

3. С какой целью писатель вкладывает в уста героя такие фразы?

4. Объясните причину именно такого расположения пейзажа в рассказе.

Как вы считаете, почему важно, что:

- действие происходит на железной дороге?

- в мешке оказывается именно соль?

- соль везет именно женщина? - винтовку герой называет «верным винтом»?

- солдаты слушаются Балмашева?

1. Найдите в тексте фразу, после которой начинается развитие действия.

2. Где в рассказе происходит такая перемена в настроениях главного героя, после которой возврат к предыдущим отношениям Балмашева и женщины невозможен?

3. Почему нет эпизода обдумывания Балмашевым поведения «антиресного дитя»?

1. Вспомните, в каких произведениях русской литературы есть мотив дороги? Какую роль он играет в их образной структуре?

2. В каких произведениях есть образ железной дороги? С каким развитием событий он обычно связан?

3. Какой смысл обретает этот образ в рассказе И. Бабеля «Соль»?

Из предложенных вопросов вычеркните один и добавьте свой.

Затем выполните задание (Ученики работают в течение 5-7 минут, затем сообщают о результатах, остальные записывают. По окончании выступлений у каждого ученика в тетради появляется запись о композиции, сюжете, мотивах и образах рассказа).Слайд 9

Этап VI. Знакомство с биографией писателя

Итак, у нас уже сложилось представление о герое, о мастерстве автора. Как вы считаете, что еще нужно узнать, чтобы уточнить понимание смысла рассказа? (Ученики обычно говорят о необходимости знать факты биографии писателя).

(Слайд № 9)

Перед вами – некоторые даты и факты из летописи жизни И. Бабеля. Как вы считаете, знание каких из них помогает глубже понять смысл произведения? Запишите только такие факты.

Слайд 10Этап VII. Интерпретация текста. Работа с видеорядом

А теперь еще раз обратите внимание на экран.

(Слайд № 10)

Перед вами репродукции картин Верещагина «Апофеоз войны», С. Дали «Предчувствие гражданской войны», иллюстрации к книге о гражданской войне и плаката 1920 года «Ты записался добровольцем?». Какую из них вы бы сделали иллюстрацией к рассказу И. Бабеля? Ответ обоснуйте. (Ученики высказываются).

Этап VIII. Создание письменного отзываСлайд 11

Итак, наш разговор об авторе и его герое подошел к концу. Надеюсь, вы увидели и почувствовали, с каким юмором и даже теплотой, если не с восторгом, Бабель старается смотреть на Никиту Балмашева, солдата революции. Хочет понять его. А тот, не оправдывая надежд писателя, творит зло, сеет смерть, ужас, насилие. Может быть, поэтому автор не берется судить своего героя, давая слово ему самому.

(Слайд № 11)

Вглядитесь в портрет Исаака Эммануиловича Бабеля, этого доброго, веселого человека, каким его запомнили современники, настоящего интеллигента, который доверился идеалам, почерпнутым из книжек, пошел на войну, чтобы эти идеалы претворить в жизнь… И открыл трагедию эпохи, о чем напишет в рассказе «Гедали» такими словами: «Революция – это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают».

Теперь у вас накоплено достаточно материала для того, чтобы написать отзыв о рассказе. Напишите его. (Это задание может быть дано на дом).

05.02.2014

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности