Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

АВТОР И ЕГО ГЕРОЙ В РАССКАЗЕ И. БАБЕЛЯ «СОЛЬ»

Конспект урока литературы

Т.И. Зазнобина,
учитель русского языка и литературы
гимназии № 24 Санкт-Петербурга

Цели урока:

1. Вхождение в художественный мир прозы И. Бабеля, знакомство с особенностями стиля и мировоззрения писателя.
2. Развитие устной и письменной речи учащихся, навыков анализа художественного текста в ходе выполнения заданий урока.
3. Формирование собственной нравственной оценки поступков героя и гражданской войны с учетом отношения к ним автора произведения.

Урок сопровождается компьютерной презентацией, организующей деятельность учащихся и представляющей необходимый наглядный материал (Слайды презентации – см. Приложение).

Ход урока

Этап I. Создание собственного высказывания. Слайд 1

Организационный момент.
Слово учителя: Мы продолжим изучение темы гражданской войны в русской литературе ХХ века. Познакомимся с еще одним произведением. Но сначала я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Слайд № 1

О каком своем поступке вам бы захотелось написать в редакцию газеты или журнала? Ответ запишите в тетради.

Ученики пишут ответы, читают вслух, записывают друг за другом то, что сочли интересным или спорным.

Этап II. Фронтальная работа с художественным текстом

Слово учителя: Сегодня мы будем говорить о рассказе И. Бабеля «Соль», текст которого и есть письмо в редакцию Никиты Балмашева. Сейчас вы услышите этот рассказ. Во время чтения постарайтесь понять причину, по которой герой написал о своем поступке письмо в редакцию. Слайд 2

Чтение рассказа И.Э. Бабеля «Соль» учеником (Текст рассказа – см. Приложение 2).

Ученики высказываются, отвечая на вопрос задания.

Благодаря кому сложилось ваше представление о героях и ситуации? Благодаря автору письма? Автору рассказа? Не правда ли, трудно сразу ответить на этот вопрос.

Постарайтесь сформулировать тему урока (Слайд № 2). Ученики предлагают свои формулировки, а учитель - свою: «Автор и его герой в рассказе И. Бабеля «Соль». Записывают в тетради ту, что сочтут более удачной.

Наша задача: вдумчиво вчитываясь в текст, понять отношение автора к герою, прикоснуться к тайнам мастерства Бабеля и накопить материал для отзыва о рассказе. Поэтому постарайтесь письменно формулировать все свои наблюдения и ответы в ходе урока.

Этап III. Аналитическое чтение художественного текста

(Слайд № 3) Рассказ «Соль» - один из нескольких десятков рассказов цикла «Конармия», созданного И. Бабелем в 20-е годы, сразу после окончания гражданской войны. Поэтому тема продиктована временем. Почему именно этот писатель создал произведения именно о Первой конной армии С.М. Буденного, узнаете чуть позже. А сейчас нам предстоит знакомство с автором, а начнем – с его героя. Начертите таблицы (см. слайды № 4 и 5) и заполните их, перечитывая рассказ. (Поскольку эта кропотливая работа зачастую вызывает затруднения у одиннадцатиклассников, учитель с помощью анимации, созданной в слайде, постепенно «заполняет» таблицу вместе с учениками, предоставляя им возможность заканчивать это задание самостоятельно после того, как убедится, что задание понято верно.)

Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5 Слайд 6

(Слайд № 6) Ученики заполняют таблицу цитатами и собственными замечаниями, высказываются. Слайд 7

Как автор относится к своему герою?

Этап IV. Введение понятия СКАЗ

С помощью какого приема создается образ Никиты Балмашева? (Обычно ученики говорят о речевой характеристике как основном приеме создания образа героя в этом рассказе. В таком случае следует ввести как новое понятие «сказ»).

(Слайд № 7)

 

 

 


- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности