Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

УРОКИ ПО ТВОРЧЕСТВУ И. А. БУНИНА В XI КЛАССЕ

(продолжение)

И.Л. Шолпо,
преподаватель русского языка и литературы
кандидат филологических наук

 

Третий урок, который называется «Сатирическая притча «Господин из Сан-Франциско»: абсурдность жизни или нелепость смерти?», начинается с беседы по вопросам: «Какое впечатление произвел на вас рассказ? На что настраивает эпиграф, взятый из Апокалипсиса? Почему писатель не называет главных героев по именам? Как понимать слова о том, что герой «только что приступал к жизни»? Что вкладывает господин из Сан-Франциско в понятие «жизнь»? Почему И. А. Бунин подробно описывает каждодневную жизнь на пароходе? Что собой представляет эта жизнь? Что становится предметом сатиры писателя?»

После этого мы обращаемся к таблице. Заполненная, она выглядит приблизительно так:

Образы корабля и океана

 

Корабль

Океан

Цвет, свет

Яркий свет

Темный, мрачный, черные горы, туман

Температура

Тепло

Холод

Звук

Взвывала и взвизгивала сирена
Струнный оркестр

Свист вьюги, гул

Настроение

Скука, радость (словно по обязанности)

Устрашающее, мрачное, тоска

Ассоциации

Остров, Атлантида, «Титаник», пир во время чумы, преисподняя, чудовище

Следующий этап урока – беседа о жизни и смерти героя в Италии: «Отличается ли жизнь в Неаполе от жизни на пароходе? Какое значение имеет повторяющееся упоминание о «трубных звуках» и гонге – на пароходе и в итальянской гостинице? В какой момент в рассказе происходит перелом? Почему о том, что произошло с господином из Сан-Франциско в читальне, говорится «что натворил он»? Как и почему меняет «ужасное происшествие» отношение персонала отеля к герою и его семье? Какие детали посмертной судьбы господина из Сан-Франциско особенно нелепы и унизительны?»

Учащимся предлагается сопоставить два портрета господина из Сан-Франциско («Сухой, невысокий, неладно скроенный … крепкая лысая голова» и «Сизое, уже мертвое лицо … красотой, уже давно подобавшей ему»), обратив внимание на цветовые прилагательные. Как преображает героя смерть? В чем смысл этого преображения?

Завершающий этап урока – обобщение: «Для чего в рассказ введены картины утра на Капри, сцена с итальянскими горцами? Как они соотносятся со всеми другими эпизодами рассказа? Каково символическое значение картины, нарисованной в последнем абзаце? Как соотносится финал рассказа с эпиграфом? В чем притчевый смысл рассказа?»

Домашнее задание: письменное заполнение таблицы «Фабула и сюжет» по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание». Задание по вариантам: разбор рассказов И. А. Бунина «Солнечный удар», «Холодная осень», «Чистый понедельник» по данным учителем вопросам (при этом тексты всех трех рассказов читаются всеми учащимися). (Задания представлены по убыванию степени сложности.)

«Солнечный удар»: Что поразило вас в рассказе, может быть, вызвало недоумение? Чего вы ожидали от рассказа, читая его первую страницу? Оправдались ли ваши ожидания? Можете ли вы передать в нескольких словах, что же произошло с героями? Каково настроение рассказа и состояние героев в начале повествования? На что настраивают или какие вопросы вызывают слова «и блаженно и страшно замерло сердце»; «много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой»? Почему утро следующего дня названо счастливым? Какое слово становится ключевым, передающим состояние поручика при расставании? Когда происходит перелом в повествовании? О каком «странном, непонятном чувстве, которого совсем не было, пока они были вместе» пишет И. А. Бунин? Почему оно пришло только тогда, когда герои расстались? Что больше всего мучает героя? Что изменилось бы, если бы героиня назвала поручику свое имя и фамилию? Для чего автор так подробно описывает день, проведенный поручиком в уездном городе в ожидании парохода? Счастье или страдание испытывает герой? Почему в конце рассказа он чувствует себя постаревшим на десять лет? Почему из двух определений произошедшего, данных героиней («солнечный удар» и «затмение») в качестве названия рассказа выбрано первое?

«Чистый понедельник»: Каково было ваше первое чувство по прочтении рассказа? Почему у героев нет имен? Какое впечатление произвели на вас герой и героиня? Какова атмосфера начала рассказа и какими средствами она создается? Какое ощущение является главным в рассказе о взаимоотношениях героев? Какие слова можно назвать ключевыми? Чем вызваны счастье и мука героя? Как сочетаются в рассказе эпизоды, связанные с религией и с жизнью московской богемы? Одинаково ли органично вписывается в них героиня? Почему, решаясь на близость с любимым, героиня «безжизненно приказала» ему отпустить экипаж (курсив наш – И.Ш.)? Почему герой ждет у дверей спальни «с замирающим точно над пропастью сердцем»? Чем становится для героев ночь, проведенная вместе? Отчего утром, когда страсть его нашла разрешение, когда он достиг того, чего так желал, герой близок к отчаянию? Почему И. А. Бунин не объясняет мотивов поступка героини? Кажется ли он вам неожиданным? Какие цвета в этом рассказе являются ведущими? Как меняется их соотношение в изображении мира и героини на протяжении повествования? Сопоставьте финал рассказа с финалом романа Тургенева «Дворянское гнездо». Что их роднит и в чем разница?

«Холодная осень»: Какие строки рассказа взволновали вас больше всего? Почему у героев нет имен? Какой интонацией проникнут рассказ? Каким вы представляете парк в ту холодную осеннюю ночь, о которой рассказывает героиня, и окна дома, которые светят «совсем особенно, по-осеннему»? Какой смысл придает рассказу звучащее в нем стихотворение Фета? Какие культурные ассоциации оно вызывает? Как рассказывается об исторических событиях, повлиявших на жизнь героев, и о реакции людей на них? Почему героиня называет слово «убили» странным словом? Для чего автор рассказывает о дочери племянника героини? Какой вы представляете себе эту девушку, а какой – героиню? К каким мирам они принадлежат? Почему рассказ назван «Холодная осень»? Какое авторское чувство звучит в финале? Героиня говорит, что не переживет смерти своего жениха: сбывается ли это?

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности