ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА В 8 КЛАССЕ
Урок 2. Природа и любовь в поэзии Тютчева
C. Белокурова, С. Друговейко
Печатается в сокращении. Полный вариант статьи
в кн.:
Методическое руководство к учебнику литературы. 8 класс. – М.: Просвещение,
2004
План
урока
-
Выразительное чтение стихотворений несколькими учащимися
и комментирования ими своего чтения
-
Фронтальная беседа.
-
Анализ стихотворения "Тени сизые смесились…".
-
Самостоятельная работа учащихся по вопросам и заданиям
с текстом стихотворения "Еще земли печален вид…"
-
Беседа с учащимися о стихотворении "Предопределение".
-
Подведение итогов уроков, посвященных лирике Тютчева.
-
Домашнее задание: сопоставительный анализ стихотворений
Тютчева "К.Б. ("Я встретил вас- и все былое…")",
Пушкина "Я помню чудное мгновение…" ("К***"),
Фета "Сияла ночь…". Варианты: Сочинение-миниатюра на тему
"Три шедевра любовной лирики" или "Стихотворение и
романс".
На втором уроке размышляем
об образах природы в поэзии Тютчева. Предметом нашего внимания станут
стихотворения "Тени сизые смесились…"
и "Еще земли печален вид…". Задание,
которое учащиеся получают в начале урока, может быть следующим: озаглавить
урок цитатой из стихотворения поэта и объяснить свой выбор.
Урок начинается с выразительного чтения
обоих стихотворений несколькими учащимися и комментирования ими своего
чтения. Здесь можно предложить классу такие вопросы: Как можете охарактеризовать
настроение того и другого стихотворения? Какой вариант выразительного
чтения произвел наибольшее впечатление и почему? Какое стихотворение показалось
более печальным? Где чувствуется надежда поэта на гармонию человека с
миром?
Начиная анализировать с учащимися
текст стихотворения "Тени сизые смесились…", учителю следует вспомнить,
что писала о тютчевском лирическом герое Л.Я. Гинзбург: "Тютчевские
принципы выражения авторского сознания обусловлены самыми основами его
миропонимания. <…> Романтический пантеизм, одухотворение природы ("мировая
душа"), полярность космоса и хаоса, дня и ночи, стихия бессознательного
и "ночная сторона" души – подобные темы интенсивно живут в поэзии Тютчева,
но они не исчерпывают эту поэзию, национальную по своей проблематике,
исторически актуальную, проникнутую напряженным чувством современности.
Одной из самых важных и самых мучительных была для Тютчева проблема личности.
Тютчев психологически погружен в стихию индивидуализма, и одновременно
силится ее подавить то слиянием с "мировой душой", то обращением к дисциплине
государства и церкви. <…> Тютчев любил сдерживать, отяжелять движение
ширящейся мысли, скрепляя ее конкретностями, иногда пейзажными. <…> Лирическое
событие не только развертывается во времени, но и локализуется в пространстве:
оно оказывается тем самым не только обобщенным, но и единичным. Для современной
поэзии этот частный опыт – уже почти необходимая предпосылка, в 1820-х
годах это было открытием…" (Гинзбург Л.Я. О лирике.
М., 1997. С. 89-93).
Одной из наиболее характерных особенностей
мировосприятия Тютчева является представление, с одной стороны,
о тождестве явлений внешнего мира и состояний человеческой души, и с
другой – о всеобщей одушевленности природы. Это представление
во многом определило не только философское содержание, но и художественные
особенности тютчевской лирики. Разъединение явлений внешнего мира,
их противопоставленность состояниям души человека и затем гармоническое
слияние во многом и составляют сущность творческого метода поэта. Таким
образом, разговор о стихотворении необходимо начать с его композиционного
анализа, ибо этот метод лучше всего поможет учащимся определить общую
идею произведения.
|