Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА В 8 КЛАССЕ

Урок 2. Природа и любовь в поэзии Тютчева

C. Белокурова, С. Друговейко

Печатается в сокращении. Полный вариант статьи в кн.:
Методическое руководство к учебнику литературы. 8 класс. – М.: Просвещение, 2004

 

План урока

  • Выразительное чтение стихотворений несколькими учащимися и комментирования ими своего чтения

  • Фронтальная беседа.

  • Анализ стихотворения "Тени сизые смесились…".

  • Самостоятельная работа учащихся по вопросам и заданиям с текстом стихотворения "Еще земли печален вид…"

  • Беседа с учащимися о стихотворении "Предопределение".

  • Подведение итогов уроков, посвященных лирике Тютчева.

  • Домашнее задание: сопоставительный анализ стихотворений Тютчева "К.Б. ("Я встретил вас- и все былое…")", Пушкина "Я помню чудное мгновение…" ("К***"), Фета "Сияла ночь…". Варианты: Сочинение-миниатюра на тему "Три шедевра любовной лирики" или "Стихотворение и романс".

 

На втором уроке размышляем об образах природы в поэзии Тютчева. Предметом нашего внимания станут стихотворения "Тени сизые смесились…" и "Еще земли печален вид…". Задание, которое учащиеся получают в начале урока, может быть следующим: озаглавить урок цитатой из стихотворения поэта и объяснить свой выбор.

Урок начинается с выразительного чтения обоих стихотворений несколькими учащимися и комментирования ими своего чтения. Здесь можно предложить классу такие вопросы: Как можете охарактеризовать настроение того и другого стихотворения? Какой вариант выразительного чтения произвел наибольшее впечатление и почему? Какое стихотворение показалось более печальным? Где чувствуется надежда поэта на гармонию человека с миром?

Начиная анализировать с учащимися текст стихотворения "Тени сизые смесились…", учителю следует вспомнить, что писала о тютчевском лирическом герое Л.Я. Гинзбург: "Тютчевские принципы выражения авторского сознания обусловлены самыми основами его миропонимания. <…> Романтический пантеизм, одухотворение природы ("мировая душа"), полярность космоса и хаоса, дня и ночи, стихия бессознательного и "ночная сторона" души – подобные темы интенсивно живут в поэзии Тютчева, но они не исчерпывают эту поэзию, национальную по своей проблематике, исторически актуальную, проникнутую напряженным чувством современности. Одной из самых важных и самых мучительных была для Тютчева проблема личности. Тютчев психологически погружен в стихию индивидуализма, и одновременно силится ее подавить то слиянием с "мировой душой", то обращением к дисциплине государства и церкви. <…> Тютчев любил сдерживать, отяжелять движение ширящейся мысли, скрепляя ее конкретностями, иногда пейзажными. <…> Лирическое событие не только развертывается во времени, но и локализуется в пространстве: оно оказывается тем самым не только обобщенным, но и единичным. Для современной поэзии этот частный опыт – уже почти необходимая предпосылка, в 1820-х годах это было открытием…" (Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997. С. 89-93).

Одной из наиболее характерных особенностей мировосприятия Тютчева является представление, с одной стороны, о тождестве явлений внешнего мира и состояний человеческой души, и с другой – о всеобщей одушевленности природы. Это представление во многом определило не только философское содержание, но и художественные особенности тютчевской лирики. Разъединение явлений внешнего мира, их противопоставленность состояниям души человека и затем гармоническое слияние во многом и составляют сущность творческого метода поэта. Таким образом, разговор о стихотворении необходимо начать с его композиционного анализа, ибо этот метод лучше всего поможет учащимся определить общую идею произведения.

 


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности