Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

ПОЧЕМУ ПРОЩЁН ГРЕХ КУДЕЯРА?
(Опыт прочтения рассказа «О двух великих грешниках»
из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

(продолжение)

О.В. Редкокашина,
г. Белгород

Вот она, тема совести, так волнующая поэта:

Вдруг у разбойника лютого
Совесть господь пробудил.16

Это «вдруг» не гром среди ясного неба, «вдруг» просто так не бывает, это выстраданное, вымученное, передуманное, многие годы преследуемое. Что же такое совесть? Как она могла посетить душу такого бесшабашного убийцы? Совесть, со-весть, со-вестник, значит голос Бога в человеке. Совесть - это божественное начало, она судия человеку. Это закон Божий внутри человека. Этот закон определяет его свободу. А его свобода заключается в возможности выбора, выбора между добром и злом. Значит, между двумя свободами, между той свободой, которая в Боге, и той, которая вне Бога. Свобода в Боге - это свобода от греха, свобода вне Бога - это свобода исполнения своих страстей. Д.С. Лихачёв считал совесть таинственным явлением. Чувство это иррационально, в этом её сила, и в этом её беспомощность перед холодными соображениями эгоизма. И потому Некрасову не надо объяснять, как и почему совесть одолела Кудеяра. Это заложено Богом и всё. Главное, что она мучает грешника, где бы он ни был, что бы он ни делал. Поэтому святые отцы называют совесть «казнью внутрь себе». И до того «совесть злодея осилила», что он «шайку свою распустил». Против православного учения Некрасов нисколько не грешит, ибо закономерно то, что происходит с Кудеяром дальше:

И прегрешенья отмаливать
К гробу господню идёт,
Странствует, молится, кается17

Кудеяр совершил свой выбор, ибо свобода выбора есть по сути своей тот крест для человека, который он сам себе обязуется нести. И вот тут по-настоящему начинается духовная борьба разбойника со своими грехами.

Покаяние есть очищение совести, «крепкое утеснение чрева». Кудеяр истово молится, раскаяние пронзает его до самой глубины души, он готов к любым наказаниям:

Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!18

Поражает другое. Почему Некрасов так строг, почему его герою «легче не стаёт»? Не потому ли, что суд собственной совести гораздо беспощаднее, чем Божий. Одного покаяния, как чувствует Некрасов, мало.

Он признаёт, что осознание своих заблуждений не приносит ему облегчения. И он мог бы отчаяться, вновь вернуться в состояние озлобления, если бы не его истинная любовь к народу. Именно эта любовь и явилась для Некрасова настоящим спасением. Достоевский понял это, как никто другой: «…любовь к народу была у Некрасова как бы исходом его собственной скорби по себе самом. В служении сердцем своим и талантом своим народу он находил всё свое очищение перед самим собой.<...> В любви к нему он находил свое оправдание.<...> Но что главное - это то, что он не нашел предмета любви своей между людей, окружавших его... Он отрывался, напротив, от этих людей и уходил к оскорбленным, к терпящим, к простодушным, к униженным, когда нападало на него отвращение к той жизни... В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило»19. В легенде символом такого страдания, скорби, а возможно, символом греха Некрасов делает «дуб вековой», «три обхвата кругом». Кудеяр, как и сам Некрасов, уже «хилый, больной человек», начинающий сомневаться в прощении Бога. Ошеломляюще выглядит финал рассказа, когда раскаявшийся в своих убийствах грешник, ощущая «бешеный гнев», набрасывается на пана Глуховского и убивает его. Только тогда и происходит окончательное и несомненное прощение:

скатилося
С инока бремя грехов!.. 20

И поэт называет это чудом. Гнев и чудо у Некрасова абсолютно тождественны. Это, пожалуй, и вызывает главное недоумение. Ведь гнев, месть - это страшные пороки, которым нет прощения. Но поэт ошибиться не мог. Действительно, гнев есть воспоминание сокровенной ненависти, то есть памятозлобия. Пояснит Иоанн Лествичник: «…я видел людей, которые воспламенившись неистовым гневом, извергли давнее памятозлобие, скрывавшееся внутри их, и таким образом страстию избавились от страсти»21. Так произошло и с Кудеяром. Так и должно было произойти после слов абсолютного и страшного грешника пана Глуховского:

Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю, 22

И вот тогда личный грех во всём своём омерзительном виде встал перед Кудеяром, поэтому, не раздумывая (и в этом его правда), не сомневаясь (и в этом его сила), без мысли об убийстве, движимый единственно праведной силой и порывом своей больной совести он бросился на пана Глуховского с бешеным гневом и вонзил ему нож в сердце, словно пронзил весь свой прошлый страшный грех, чтобы окончательно его уничтожить. И если раньше Кудеяр, страстно стремящийся к прощению своих грехов («Дай только душу спасти!»), был поглощён своим «Я», его готовность к жертвенности была направлена на себя, то теперь он совершенно забыл о себе. Беспредельная боль за всех страдальцев, за всех мучеников, потрясшая раскаявшегося разбойника, сотворила чудо, ибо он бросился на спасение всех безвинных прошлых и будущих, ибо двигало им великое к ним сострадание. Ещё Апостол Павел определил в себе самом такую готовность к абсолютной жертве собственною душою ради ближних своих: «Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих»23. Чрезвычайно важно отметить, что не с ножом бросился Кудеяр, а с гневом. В этом порыве и покаяние, и исповедь, и вся его совесть.

Рухнуло «древо» грехов Кудеяра, и освобождён был он от их гнетущего бремени. Так произошло Прощение.

Это легенда. В жизни нравственный суд над самим собой (если он начался) никогда не может кончиться и получить какое-либо успокоительное завершение («Как разгадаю себя?»). Тяжкое это бремя, вспомним пушкинское: «…и горько слёзы лью». Таким образом, всё поэтическое творчество и жизненный путь Н.А. Некрасова - это настоящий нравственный подвиг, редкий и уникальный пример нравственного суда над самим собой перед всем миром, обнажение глубоко совестливой души перед своим народом.

Литература

1. Библия. Российское Библейское общество// М. 1992. 2 Кор. 7, 10. [14:223].
2. Библия. Российское Библейское общество// М. 1992. Рим. 9,3. [23:196]
3. Некрасов Н.А. Собрание сочинений в 8 томах// М. 1965. т.1,3
4. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины [Электронный ресурс] // Благовещение. Библиотека православного христианина [сайт]. URL: http://www.wco.ru/biblio/books/osip14/H20-T.htm [11].
5. Сергей Петрович Боткин – эпоха русской медицины [Электронный ресурс] // БГ - Знание.ру [сайт]. URL: // http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=25787.
6. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Степень 9. О памятозлобии, 14 [Электронный ресурс] // Свет духа [сайт]. URL: http://www.way.zachalo.ru/Lestviza.pdf.
7. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Ежемесячное издание. 1877, декабрь [Электронный ресурс] // Библиотека (Интернет-издательство) [сайт]. URL: http://www.magister.msk.ru/library/dostoevs/dostdn22.htm.


16 Некрасов Н.А. Собрание сочинений в 8 томах// М.1965. т.3, стр.372.
17 Некрасов Н.А. Собрание сочинений в 8 томах// М.1965. т.3, стр.372.
18 Там же стр. 372.
19 http://www.magister.msk.ru/library/dostoevs/dostdn22.htm, гл.4.
20 Некрасов Н.А. Собрание сочинений в 8 томах// М.1965. т.3, стр. 374.
21 http://www.way.zachalo.ru/Lestviza.pdf. Степень 8. О безгневии и кротости. 15, с.67.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности