Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Методические разработки уроков

ПОЧЕМУ ПРОЩЁН ГРЕХ КУДЕЯРА?
(Опыт прочтения рассказа «О двух великих грешниках»
из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

(продолжение)

О.В. Редкокашина,
г. Белгород

И никак нельзя не сообщить детям тот факт, что сын Сергея Петровича, Евгений Сергеевич Боткин, наследовавший профессию отца, был именно тем лейб-медиком при дворе, который, несмотря на угрозы, не оставил семью Романовых и был расстрелян в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге вместе со своими венценосными пациентами. Конечно, не мог знать об этом Некрасов, но чувствовать своей чуткой и сострадательной душой мог многое. Как С.П. Боткин связывал происхождение болезни с причиной, которая всегда обуславливается исключительно внешней средой, действующей на организм или через его предков, так и Некрасов мучительно для себя искал причину греха человеческого и своего собственного и пути избавления от него. Жаль только, что слишком малый срок был предопределён этим замечательным людям (Некрасову Н.А. - 56 лет, Боткину С.П. - 57 лет), чтобы осуществить свои замыслы.

Как пульсирует мысль поэта в каждой строке, словно пульсация крови от неутомимо любящего и страдающего сердца:

Такая почва добрая -
Душа народа русского...;
О сеятель! приди!..7

Одни знаки препинания уже вызывают дрожь, причём умолчание после слова «русского» и умолчание в сочетании с риторическим восклицанием после «приди» носят абсолютно разный характер. Первое – выражает всю глубину любви к народу, восхищение красотой и богатством его души, а потом - словно призыв - крик в будущее, зависший в вечности. Какой «сеятель» нужен народу, если он сам способен и на клочках земли «в лесных окраинах» вырастить «обильный урожай». Целитель нужен, потому что болен человек, и не только простой крестьянин, но и всё общество в целом:

- «Ой, господи!
Велик дворянский грех!» -
Велик, а всё не быть ему
Против греха крестьянского,8

Вот тут и вспомним ещё раз С.П. Боткина. Потому что лечить нужно всё общество. Но от чего лечить? Нужно ведь поставить верный диагноз, как в медицине это делал Боткин, никогда не ошибавшийся и потому имевший много завистников и злопыхателей. Некрасов ставит свой диагноз – грех. Но в этом понятии ещё не открывается выход или путь к исцелению, это только начало очень трудного и длительного пути, пройти который способны по-настоящему чистые, просветлённые люди, поборовшие и преодолевшие страсти, а значит, освободившиеся от греха.

Но чтобы встать на этот путь, надо понять, что такое грех. Православное понимание греха в том, что грехом человек нарушает ту волю Божию, которая в нём существует. Человек есть богосозданное творение, он являет собой волю Божию. Поэтому грехом он вредит себе, разрушает и уничтожает себя. Для Некрасова грех – это рана, для которой требуется оперативное вмешательство. Этому служит скорбь. А скорбь есть средство познания себя, кто мы, каковы мы. Трудно представить, сколько нужно было передумать, пережить, перестрадать, переболеть поэту, чтобы создать рассказ «О двух великих грешниках»!

Как избавиться от греха в себе, то есть начать исцеление с себя, а значит, понять, почувствовать свою душу и вернуться к её первоначальной чистоте? Возможно ли это? Много и многих из друзей переживший, Некрасов главным грешником считает самого себя. И не есть ли рассказ о двух грешниках беспощадный суд над самим собой?

В этой истории Кудеяр – грешник явный, грехи его бесспорны и никакого оправдания и пощады ему быть не может.

Темой отдельного исследования должно быть отношение Некрасова к вере, к Богу. Взять, например, его стихотворение с неожиданным названием «Демону» (1855), посвященное В.Г. Белинскому, авторитет которого был для него непреклонен:

Где ты, мой старый мучитель,
Демон бессонных ночей?
Сбился я с толку, учитель,
С братьей болтливой моей.9

Некрасов признаёт мощное влияние на себя со стороны Белинского:

Дуешь, бывало, на пламя -
Пламя пылает сильней10

Однако в отличие от своих страстных друзей, не ведавших сомнений в оценке плодов творчества своих современников, Некрасов имеет некий духовно-божественный стержень, не дающий ему окончательно встать на позицию своих соратников. Им движет совершенно иное чувство, называемое состраданием, терзающим его душу. Этого абсолютно были лишены и В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский вместе взятые. Потому и понимает Некрасов, что его гордыня – это грех.

Поэт пытается осмыслить, как же возможно совместить в себе одновременно исключающие друг друга страсти:

Так глубоко ненавижу,
Так бескорыстно люблю!11

Сквозь строки прорывается мучительная растерянность поэта, словно разум и душа оказались в разных антагонистических мирах:

Что же со мною случилось?
Как разгадаю себя?12

Возможно, нам трудно понять все внутренние душевные процессы, прорывающиеся наружу в горьких до безысходности строках, но поэт беспощаден к себе. Он ждёт приговора свыше от своего «мучителя» «учителя», но в ожидаемом сам объявляет себе приговор:

Иль потому не приходишь,
Что уж доволен ты мной?13

Эти вопросы представляют нам подлинно ищущую личность, вставшую на путь самопознания, а значит, и ещё большего мучения. Беда Некрасова в том, что превратил он свою музу в Музу мести и печали. Нам неизвестно, читал ли он строки у Апостола Павла: «…печаль мирская производит смерть»14 или святителя Тихона Задонского: «Кто извергает из себя гнев, тот получает прощение грехов, а кто прилепляется к нему, тот лишается милосердия Божия» или «Непамятозлобие есть знак истинного покаяния, а кто содержит в сердце памятозлобие и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит»15. «А кстати: многие ли знают про Тихона Задонского?»- не случайно, по-видимому, вопрошал соотечественников Достоевский (в «Дневнике писателя» за 1876 год). Будучи больным, может быть, Некрасов и обратился к чтению подобных истин, что и может объяснить рождение рассказа «О двух великих грешниках».


7 Некрасов Н.А. Собрание сочинений в 8 томах// М.1965. т.3, стр.370.
8 Там же, стр.375.
9 Некрасов Н.А. Собрание сочинений в 8 томах// М.1965. т.1, стр.240.
10 Там же, стр. 240.
11 Там же, стр. 240.
12 Там же, стр. 240.
13 Там же, стр. 240.
14 Библия. Российское Библейское общество// М. 1992. 2 Кор.7, 10. стр. 223.
15 http://www.way.zachalo.ru/Lestviza.pdf. Степень 9.О памятозлобии, 14. стр.71.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности